Кейс – технологии в учебном процессе
Кейс – технология Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). сотворчество При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика! Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учеников проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Особенностью метода case - технологий является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Создание кейса В начале нужно ответить на три вопроса: 1. Для кого и чего пишется кейс? 2. Чему должны научиться дети? 3. Какие уроки они из этого извлекут? После этого процесс создания кейса будет иметь вид: Цель обучения Структурирование учебного материала Выбор организационных форм, методов и средств обучения
Методы кейс - технологии
Метод инцидентов В центре внимания находится процесс получения информации. Цель метода поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом. Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...». Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.
Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод») Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме. Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета. Цель ученика занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.
Игровое проектирование Цель процесс создания или совершенствования проектов. Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект. Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
Ситуационно-ролевая игра Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально- психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки ролевая игра.
Метод дискуссии Дискуссия обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.
Кейс - стади Цель метода кейс - стади Цель метода кейс - стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Виды кейсов Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным). Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы). Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки).
Действия учителя в кейс - технологии создание кейса или использование уже имеющегося; распределение учеников по малым группам (4-6 человек); знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий; организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков; работа с кейсом;работа с кейсом организация презентации решений в малых группах; организация общей дискуссии; обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации; оценивание учащихся преподавателем.
Распределения функций между учащимися и преподавателем: Фаза работы Действия преподавателя Действия учащегося До занятия 1. Подбирает кейс 2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки учащихся 3. Разрабатывает сценарий занятия 1. Получает кейс и список рекомендованной литературы 2. Индивидуально готовится к занятию Во время занятия 1. Организует предварительное обсуждение кейса 2. Делит группу на подгруппы 3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивает учащихся дополнительными сведениями 1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы 2. Разрабатывает варианты решений, принимает во внимание мнения других. 3. Принимает или участвует в принятии решений После занятия 1. Оценивает работу учащихся 2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы 1. Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме
Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя (учителя) в ходе работы с кейсом: 1. Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации; 2. В определенных условиях учитель будет сам давать ответ; 3. Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой.
Примеры использования кейс технологии: 1. Информатика (метод инцидентов): Игра «Компьютерный червь». 2. Физика (метод кейс - стади): «Испарение и конденсация. Насыщенный пар». 3. Физика (метод инцидентов): «Проблемы тепловых двигателей». 4. Информатика (Ситуационно – ролевые игры): А) «Поисковые системы Интернет» Б) «Электронная почта» В) «Создание диаграмм в табличном процессоре MS Excel» Г) «Текстовый редактор. Вставка символов, которых нет на клавиатуре»