МЕТОД ПРОЕКТОВ УЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ Выполнила учитель английского языка Некрасова Н.В. МБОУ Школа 6, г. Балашиха
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ НАВЫКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания, интерес представляет проектное обучение, которое отличается кооперативным характером выполнения заданий, являясь творческим по своей сути и ориентированным на развитие личности учащегося. Использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных) приобретает большее значение на среднем этапе обучения, так как в основной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения.
. Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности Главная особенностей проектной деятельности- это ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, сочинение или презентация. Обучение с использованием метода проектов является полезной альтернативой классно-урочной системы, но она не должна полностью ее вытеснять. Данный метод следует использовать как эффективное дополнение к другим видам обучения, как на уроке, так и во внеклассной работе с целью повышения эффективности обучения устной речи учащихся.
Проекты ориентированы на групповую работу, в которой даже ученик, неуверенно владеющий английским языком, а) может проявить себя как фотограф или компьютерщик, б) приобрести уважение товарищей и почувствовать себя способным решать сложные задачи. Работа над проектами побуждает учащихся а) самостоятельно искать необходимую информацию, проводить анкетирование, анализировать полученную информацию, строить диаграммы и графики. Проекты инициируют а) самостоятельное мышление школьников, заставляют задуматься над проблемой и попытаться найти адекватное решение. Б) деятельность связанную с изучением разных предметов, таких как, экология, история и др. Проекты невозможно создавать, не опираясь на знания культуры, экономики, возможно экологии, географии и истории предмета исследования. Интеграция реализует принципы развивающего обучения. ученики самостоятельно приобретают знания в различных областях учебных предметов и мы достигаем главной цели: учим детей учиться.
Виды проектов. Учебный образовательный проект – организованная деятельность учащихся, направленная на решение проблемы, заведомо не имеющей единственно правильного решения. Проект обязательно ориентирован на получение конкретного результата и включает исследовательский элемент. Проект – это задание, которое дается, как правило, в конце изучения определенной темы. Его выполнение дает учащимся возможность почувствовать, что иностранный язык – это не цель учения, а средство общения. В процессе подготовки, создания и представления проекта создается реальная ситуация деятельности: дети интервьюируют друг друга, составляют графики, пишут статьи, рисуют плакаты, издают книги и буклеты, сочиняют стихи.
Метод проектов позволяет учащимся проявить 1) самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. 2) вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. 3) выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другие учебники, предусмотренные школьной программой. 4) Обратиться к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.
Этапы работы над проектом Практическая работа над проектом начинается на стадии «Закрепления материала» и «Повторение» и становится гармоничной частью единого процесса обучения. Первый этап: -Выбор темы -Установление сроков проведения -Выбор формы реализации проекта Второй этап: - Выполнение проекта Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.
Второй этап Выполнение проекта Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования. Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания сочинений на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. Именно на этом этапе идет индивидуальная работа учителя с учеником. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждому конкретному сочинению. Даются советы, ставятся наводящие вопросы учителя, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать. В итоге ребенок приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать своим друзьям на английском языке.
Важными условием эффективной работы над проектом являются: -хорошее знание материала всеми учащимися исследовательской, проектной группы. Обучение в сотрудничестве по американскому варианту направлено на достижение именно этой цели. В ходе выполнения проекта приходится систематически вести дискуссии, обсуждать различные варианты решения проблемы, выстраивать логику исследования. Деятельность в малых группах по методу сотрудничества дает возможность подготовить учащихся именно в этом направлении, сформировать необходимые интеллектуальные и коммуникативные умения. -поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха. Метод проектов является интегрирующим, включающим в себя мультимедийные технологии, ролевые игры, обучение в сотрудничестве.
Третий этап работы Презентация. На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.
Сочетание проектной деятельности с мультимедийными технологиями дает высокий эффект обучения иностранному языку. При подготовке к презентации проекта учащиеся могут использовать анимацию, изменения и выделения наиболее значимой информации при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Кроме этого в презентацию можно добавить фотографии, схемы, таблицы. Подобный прием в значительной степени опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала. Применение компьютера на уроках иностранного языка позволяет использовать ресурсы глобальной сети Интернет, где можно найти много аутентичной информации на любую тему, вступить в контакт с носителями языка.
Актуальность проекта заключается в следующем: -продуктивный способ сбора, изучения и анализа дополнительной, интересующей информации. -эффективный путь развития и совершенствования устной речи (монологической и диалогической). -самостоятельное изучение. -обучение происходит в сотрудничестве, что способствует развитию навыков взаимопомощи, взаимовыручки. Важнейшими факторами, которые способствуют формированию внутреннего мотива речевой деятельности при проектном обучении, являются: -связь идеи проекта с реальной жизнью; -наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников.
Недостатки метода проектов: -проблема субъективной оценки творческой работы; -переоценка своих возможностей и попадание в стрессовую ситуацию из-за невозможности уложиться в определенные сроки; -психологические коммуникативные проблемы: деление группы на работяг и балласт; -технические накладки, которые могут повлиять как на процесс работы, так и на конечный результат.
Достоинства метода проектов: -отсутствие готовых и однозначных решений (моделирование жизненной ситуации); -развитие навыков самообразования и самоконтроля; -развитие навыков групповой деятельности; -повышение информационной культуры – развитие навыков поиска, сбора, обработки и представления информации, в том числе и с использованием ИКТ; -создание комфортной среды обучения за счет того, что каждый ребенок может проявить себя – не в иностранном языке, так в рисовании; -повышение мотивации; -развитие самостоятельности и инициативы, творческих способностей, способностей учащихся к самооценке; -интеграция различных предметов.
Вывод: Несмотря на некоторые недостатки, проектная деятельность как нельзя лучше вписывается в актуальный в настоящее время так называемый компетентностный подход к обучению, который включает в себя развитие у учащихся трех компонентов: -умение работать с различными источниками информации; -умение работать в группе; -умение работать самостоятельно.