.
Уроки общеметодологической направленности посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала.
формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Надпредметные уроки общеметодологической направленности проводятся вне рамок какого- либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках.
Отдельные предметные уроки общеметодологической направленности должны быть посвящены формированию представлений о методах наук, обобщение и систематизацию изученного.
Вариант 1 Вариант 2
1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников; 2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний; 3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений; 4. Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий.
Комплекты натуральных предметов Макеты, модели Иллюстрации, изображения Таблицы Диаграммы, графики Карты Схемы, символические изображения
Большую эффективность имеет использование на уроках общеметодологической направленности аудиовизуальных средств обучения (кинофильмов и диафильмов).
Обобщающая беседа после демонстрации кинофильма должна охватывать как содержание учебного материала, так и содержание фильма. Обобщающая беседа дает возможность связать знания учащихся с жизнью, практикой.
На уроках общеметодологической направленности для обобщения и систематизации знаний можно применять лабораторные опыты и практические работы.
Одна из главных задач уроков общеметодологической направленности - формирование у учеников знаний, отражаемых в виде идей и теорий, переход от частных к более широким обобщениям.
Одним из наиболее распространенных методов проведения общеметодологических уроков является беседа. Важно, чтобы беседа имела обобщающий характер.
В старших классах эффективны обзорные лекции с применением системного анализа сложных объектов и их моделирования.
В средних классах целесообразнее сочетать устное изложение с обобщающей беседой, работой с учебником, наглядными пособиями, составлением систематизирующих таблиц.
Во время изложения учителя рекомендуется составлять план, тезисы или конспект сообщения.
Важным методом является самостоятельная работа с учебником на уроке.
охватить за один урок наиболее существенные особенности учебного материала всего раздела (темы); добиться, чтобы методы и приемы были разнообразными; рационально сочетать слово, речь учителя с деятельностью учащихся; постепенно переходить от частных к более широким обобщениям, от понятий и их систем к теориям и идеям.
Включение в программу уроков общеметодологической направленности имеет большое значение для реализации технологии системно-деятельностного подхода. Такие уроки целесообразно ввести после изучения важнейших разделов и в конце изучения курса.