«Технология развития критического мышления».
« Технология развития критического мышления » Разработана в США в конце 20- го века : Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит, Д. Халперн и др. В России : М. В. Кларин, С. И. Заир - Бек, И. О. Загашев, И. В. Муштавинская и др.
« Технология развития критического мышления » Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
« Технология развития критического мышления » Образовательная технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления учащихся.
« Технология развития критического мышления » Надпредметная ; Проникающая ; Применима в любых программах и предметах.
« Технология развития критического мышления » Цели технологии : 1. Формирование нового стиля мышления. 2. Развитие базовых качеств личности. 3. Развитие аналитического, критического мышления. 4. Формирование культуры чтения. 5. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.
« Технология развития критического мышления » Организация урока : Напоминает коллективный способ обучения А. Г. Ривина – В. К. Дьяченко, так как основой является работа учащихся в динамических парах и группах. Тексту отводится приоритетная роль : его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Роль учителя – в основном координирующая. Методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т. п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей.
« Технология развития критического мышления » Что принципиально нового ? Философские идеи (научно-обоснованные закономерности взаимодействия личности и информации) Методические приемы, технологии (обучение на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности) Фазы инструментально обеспечены (гибкость и аутентичность каждой учебной ситуации в каждый момент времени)
« Технология развития критического мышления » Алгоритм формирования критического мышления : 1. Какова цель ? 2. Что известно ? 3. Что делать ? 4. Достигнута ли цель ?
« Технология развития критического мышления » Фазы технологии РКМ : 1. Стадия вызова. 2. Стадия осмысления. 3. Стадия рефлексии.
« Технология развития критического мышления » Знаю Хочу узнать Узнал
« Технология развития критического мышления » Фаза Деятельность учителя. Задачи данной фазы Деятельность учащихся Возможные приемы и методы Вызов Осмысление Рефлексия
« Технология развития критического мышления » Деятельность учителя. Задачи данной фазы Деятельность учащихся Возможные приемы и методы Стадия вызова Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - в парах - группах. Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Составление списка "известной информации", рассказ - предположение по ключевым словам; - систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; - верные и неверные утверждения; - перепутанные логические цепочки и т.д.
« Технология развития критического мышления » Деятельность учителя. Задачи данной фазы Деятельность учащихся Возможные приемы и методы Стадия осмысления Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах. Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому". Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. Методы активного чтения: - маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа); - ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.
« Технология развития критического мышления » Деятельность учителя. Задачи данной фазы Деятельнос ть учащихся Возможные приемы и методы Стадия рефлексии Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации, работа ведется индивидуально - в парах – группах. Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления. - Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; - возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; - ответы на поставленные вопросы; - организация устных и письменных столов; - организация различных видов дискуссий; - написание творческих работ; - исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
Приём « ЗХУ » Знаем Хотим узнать Узнали Осталось узнать
Концептуальная таблица « четырёхугольники » Линия сравнения Параллел ограмм Прямоуго льник Ромб КвадратТрапеция Чертёж Свойства сторон Свойства углов Свойства диагонал ей
Приём « Сводная таблица » Тема 1Тема 2Линия сравнен ия Тема 3Тема 4
Прием « Представление информации в кластерах ». Школа Обучающиеся Учителя Кабинеты Перемены Уроки, предметы
«Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы" понятие вектора в пространстве.
Прием «Инсерт» 1. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал, + - новое, - - думал иначе, ? – не понял, есть вопросы. 2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя материал. V (уже знал) + (узнал новое - (думал иначе) ? (есть вопрос ы)
Таблицы вопросов «Тонкие» вопросы«Толстые» вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Как звали…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…? Дайте три объяснения, почему… Объясните, почему… Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Что, если…? 22
Приём «Зигзаг» Работа организовывается следующим образом : 3 основные группы 1 шаг : 2 шаг : 3 шаг :