Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках литературы Костина Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ 23 Костина Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ 23
совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы.
возможность установления субъектом деятельности связи между знанием и ситуацией, или способность найти, обнаружить ориентировочную основу действий, процедуру, необходимую для разрешения проблемы в конкретной ситуации.
Уверенная ориентация в различных предметных областях Владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний Владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера Владение основными умениями информационного характера Владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов
Ключевые или межпредметные компетенции; (матапредметные) Общепредметные; (касающиеся нескольких предметов) Предметные компетенции. (касающиеся одного предмета) В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают:
формирование всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.
языковая коммуникативная лингвистическая социокультурная языковая коммуникативная лингвистическая социокультурная
Языковая компетенция Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.
Лингвистическая компетенция глубокое осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры.
Социокультурная компетенция. становление представлений человека об окружающем мире.
Коммуникативная компетенция способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения.
Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. Важнейшей целью современного отечественного образования в соответствии с ФГОС и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Методологической основой моей работы является Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой определяется ключевая роль образования в духовно- нравственной консолидации российского общества..
Гуманно-личностный подход (Ш.А. Амонашвили). Личностно-ориентированный подход развивающего обучения (И.С.Якиманская). Деятельностный подход (Г.И. Щукина, Т.И. Шамова). Технология критического мышления. Теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Технология В.С. Библера, С.Ю. Курганова «Диалог культур». Технология сотрудничества. Технология мастерских. Проектные технологии. Информационно-коммуникативные….
Технология развития критического мышления Критическое мышление – это: - способность ставить новые, полные смысла вопросы; - вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; - принимать независимые продуманные решения.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Авторы: американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер. Универсальная, надпредметная технология, открытая к диалогу с др. педагогическими подходами. Может использоваться в разных предметных областях. В России технология появилась в 1997 году; Американцы не присвоили себе идеи, они лишь модифицировали их и довели до уровня технологии.
Сущность ТРКМ Критическое мышление это: Способность ставить новые вопросы; Вырабатывать разнообразные аргументы; Принимать независимые и продуманные решения.
Технология опыта: Думать критически – значит проявлять и использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Думать критически – значит проявлять и использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Одно из главных направлений технологии РКМ – исследование текста. Одно из главных направлений технологии РКМ – исследование текста.
Как организовать осмысленное обучение Правило «3-х П»: Познакомиться Понять Применять
Роль учителя Урок, построенный по ТРКМ направляет усилия учеников в определённое русло сталкивает различные суждения; создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений; дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы; подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Структура урока с использованием ТРКМ
Этапы урока Первая стадия –вызовактивизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к теме (определяются цели изучения материала) Первая стадия – вызов, активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к теме (определяются цели изучения материала) Приемы: «Мозговой штурм», «Версии» Вторая стадия- осмыслениенового материала Вторая стадия- осмысление нового материала Приемы: чтение текста с остановками маркировка текста символами, составление таблиц (кластер, «двухчастный дневник», «бортовой» журнал Приемы: чтение текста с остановками маркировка текста символами, составление таблиц (кластер, «двухчастный дневник», «бортовой» журнал) Третья стадия – размышление (рефлексия) Приемы: дискуссия, эссе, фиксация рассмотренного материала (выводы, схемы, синквейн).
Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя. Задачи: Вызвать интерес к жизни и личности Толстого. Помочь учащимся понять художественное мировоззрение писателя
ХОД УРОКА Стадия «Вызов» (пробуждение интереса к предмету) «Мозговой штурм» Задачи: актуализировать имеющиеся знания, умения и навыки в связи с изучаемым материалом; пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу; помочь учащимся самостоятельно определять направление в изучении темы и самостоятельно решать проблемы. Учитель: Как вы понимаете эпиграф урока? Что вы знаете по теме сегодняшнего урока? Ответы учеников: Рассказы учащихся о жизни Льва Толстого, богатой событиями. (во время рассказа учащихся можно показать фотографии писателя, имеющие отношение к называемым фактам)
Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л. Толстого гг. Детство, отрочество. Юность: истоки личности гг. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни гг. Военная служба. На пути к «Войне и миру» гг. Писатель, общественный деятель, педагог гг. «Я отрекся от жизни нашего круга» гг. Люди и встречи. Исход. Лучшие произведения Толстого. «Война и мир» ( ) «Анна Каренина» ( ) «Власть тьмы» (1866) «Крейцерова соната»( ) «Воскресение» ( ) «Хаджи - Мурат» ( ) Комедия «Плоды просвещения» (1900) Публицистические статьи «Не могу молчать», «Не убий и другие» (1908) 9. «После бала» (1903)
Показ «круга общения и исторических событий» писателя. Вопросы к учащимся: 1. Сведетелем каких исторических событий был писатель? 2. На какие годы падает расцвет его творчества?
Слово учителя. Лев Николаевич Толстой – писатель огромного дарования и трудолюбия, автор известных всему миру гениальных произведений. Та нравственная высота, которую достиг Толстой- человек, - результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей (честолюбие, тщеславие, непоследовательность, неисполнение предначертаний, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость. На эти недостатки указывал сам Толстой ).
2. Стадия «Осмысление» (осмысление материала во время работы над ним) Задачи: Помочь учащимся активно воспринимать изучаемый материал: Помочь соотнести старые знания с новыми. Учитель: В тетрадях постройте маркировочную таблицу с тремя колонками: «Знаю», «Хочу узнать» и «Узнал (а)».
Прием «Знаю – хочу узнать - узнал». Знаю (вызов) – работаю в паре; Хочу узнать (вызов) – ставлю цели; Узнал (реализация смысла или рефлексия) – что я узнал?
Учитель: Представим себе, что один из учеников нашего класса побывал в доме Толстого в Ясной Поляне. Совершим же вместе с ним заочную экскурсию по памятным местам, связанным с именем писателя, прочитав текст (чтение текста учащимися вслух) « Л. Н. Толстой». В первую колонку таблицы внесите знания, которые вы знаете по этой теме. Во вторую – что хотели бы узнать, а третью - что нового узнали из текста. (Все учащиеся получают отпечатанный текст, работают в парах).
Учитель: Заполненную таблицу озвучивает один человек из группы (желательно слабый). Учитель: Первую часть нашего урока мы выполнили. Вторая часть звучит так: «Духовные искания». Что вы знаете по этому вопросу? Какие ассоциации у вас возникают? (заранее дано было задание выписать в тетрадь заповеди Христа) Учащиеся в группах составляют кластер (графическое отображение темы) «Гроздья» на тему «Духовные искания» (на столах у учащихся заготовленные листы «овалы», куда учащиеся фломастерами вносят свои записи, изображение должно быть ярким, аккуратным). Для афиширования эти листочки вывешиваются на доску.
Графические организаторы: «Кластеры выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди Важно в тексте, с которым работаешь: 1. Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). 2. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). 3. Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой инф
Индивидуальное задание. Ученица озвучивает у доски сообщение «Духовные искания Л. Н. Толстого». Ученица: В последние два десятилетия жизни Л. Н. Толстой, будучи верующим человеком, крещённым в православии, в ряде произведений, особенно в романе «Воскресение» (1899) ясно показал, что не принимает ряд важнейших догматов православной Церкви. Он также распространял брошюры с описанием своего собственного понимания христианства, далёкого от православного. В 1900 году Л. Н. Толстой был отлучён от церкви, предан анафеме.Воскресение 1899 догматовправославной Церквихристианства
РАБОТАЕМ С ТЕКСТОМ Приемы: 1. Чтение с остановками. 2. Чтение с пометками INSERT. 3. Двойной дневник. 4.Кластер.
Работа с толковым словарем. Учитель: Найдите в словаре статью, объясняющую значение слова «анафема» Ученик: Ана́фема (греч. νάθεμα «отлучение» от νατίθημι «возлагать, накладывать») изначально жертва богам по данному обету, посвящение божеству; позже отделение (кого-либо от общины), изгнание, проклятие.
Ученица: Он был убеждён, что посредник между Богом и человеком не нужен. В ответе на решение Синода он прямо заявил, что отвергает «непонятную Троицу», «не имеющую смысла басню о падении первого человека» и «кощунственную историю о Боге, родившемся от девы, искупляющем род человеческий». Учение Церкви он называет «коварной и вредной ложью, собранием самых грубых суеверий и колдовства, скрывающих смысл христианского учения». Колдовством Толстой считал молитвы и церковные Таинства. При этом религиозно-эстетические взгляды писателя опирались на учение об истинной жизни. Ее смысл в духовной любви к ближнему, как к самому себе. Пути человека к истинной жизни конкретизировались в учении о нравственном самосовершенствовании человека, которое в себя включает 5 заповедей Христа: - заповедь о непротивлении злу насилием. - не прелюбодействуй, соблюдай чистоту семейной жизни - не мсти никогда и никому, не оправдывай чувства мести тем, что тебя обидели, терпи обиды - не клянись и не присягай ни в чём и никому - помни, что все люди – братья – и учись во врагах доброе видеть.
Учитель: Попробуйте продолжить формулировку темы урока, составив проблемный вопрос, используя слово анафема. (например, влияет ли отлучение от церкви (предание анафеме) на нравственную чистоту человека?) Учитель: Может ли помочь эпиграф урока в ответе на этот вопрос? Этот вопрос и станет вашим Д/З. Письменно ответьте на него, приведя два аргумента из художественной литературы.
3. Стадия «Рефлексия» (обобщение материала, подведение итогов) Задачи: Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала 1. Заполнение контрольной карточки «Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути». (самостоятельно учащиеся заполняют левую часть таблицы)
Упражнение «Синквейн» (слово французское, обозначающее пять строк. Правила написания: 1-я строка – одно слово, обычно существительное или местоимение, которое заключает в себе объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне; 2-я строчка- два слова, чаще всего прилагательные или причастия, описывающие признаки или свойства выбранного предмета; 3-я строчка образована глаголами или иными глагольными формами, описывающими совершаемые данным объектом или предметом характерные действия; 4-я строчка – фраза из трех, четырех или пяти слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту; 5-я строчка содержит одно или два слова, характеризующее суть предмета или объекта
Красивое многоточие… (5 мин.) Пишем синквейн Правила написания синквейна: 1. Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. 2. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. 3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. 4. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. 5. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта
Темы для синквейна «Ученик» «Урок» «Лев Николаевич Толстой»
Технология «Дебаты»
Принцип первый: дебаты учат многому. Принцип второй: обязательство честности. Принцип третий: уважение. Принципы технологии «Дебаты»
Введение технологии проектной деятельности, использование её в учебном процессе открывает новые возможности для реализации потребностей личности в развитии творческого потенциала, увеличивает объем самостоятельной работы, развивает уровень коммуникативной компетентности учащихся.
Сатира Владимира Маяковского Работу выполнила: Симашова Вероника Андреевна ученица 9 Б класса МОУ СОШ 23 Руководитель: Костина Елена Борисовна учитель русского языка и литературы
«Я знаю силу слов, я знаю слов набат …»
-Проанализировать научную, учебную, публицистическую литературу о сатире В. Маяковского. - Анкетирование. Выяснить, как подростки относятся к сатирическим произведениям В. Маяковского. - Сделать выводы по данному исследованию. изучить роль и влияние сатиры В. Маяковского в обществеЦЕЛЬ: З А Д А Ч И:З А Д А Ч И: МЕТОДЫ: Контент - анализ учебной, научной и публицистической литературы. Социологический опрос. Анкетирование. Математическая обработка статистических данных. Составление таблиц, диаграмм.
В автобиографии "Я сам" (1922) поэт писал о начале московской жизни:"Сняли квартиренку на Бронной... С едами плохо. Пенсия - 10 рублей в месяц. Я и две сестры учимся. Маме пришлось давать комнаты и обеды. Комнаты дрянные. Студенты жили бедные. Социалисты... Денег в семье нет. Пришлось выжигать и рисовать. Особенно запомнились пасхальные яйца. Круглые, вертятся и скрипят, как двери. Яйца продавал в кустарный магазин на Неглинной. Штука копеек..." Квартиренки в Москве, подешевле да попроще, семейству Маяковских пришлось в эти годы менять не однажды. Пенсия за отца и заработки разрисовкой, выпиливанием и выжиганием кустарных изделий - коробок, рамок, стаканов для карандашей, пасхальных яиц и т.п. - позволяли едва-едва сводить концы с концами.
Сатира - "Оружия любимейшего род" «Нам критика из года в год нужна - запомните, Как человеку кислород. Как чистый воздух - комнате».
Мой стих дойдет через хребты веков и через головы поэтов и правительств.
Анкетирование учащихся 9-11 классов, всего 53 человека (из них 19 мальчиков, 34 девочки). Диаграмма 1. Известен ли тебе поэт В. В. Маяковский? (девушки) Диаграмма 2. Известен ли тебе поэт В. В. Маяковский? (юноши) Диаграмма 3. Известен ли тебе поэт В. В. Маяковский? (сравнение) Диаграмма 4. Твоё отношение к творчеству Маяковского? (девушки)
Диаграмма 6. Твоё отношение к творчеству Маяковского? (сравнение) Диаграмма 7. Нравятся ли тебе сатирические произведения Маяковского? (девушки) Диаграмма 5. Твоё отношение к творчеству Маяковского? (юноши) Диаграмма 8. Нравятся ли тебе сатирические произведения Маяковского? (юноши)
Выводы Бюрократизм, мещанство, лодырничество, расхитительство, взяточничество – всё это вызывало возмущение поэта- сатирика. Сатирические приёмы поэта: гипербола, гротеск, разговорная речь, архаизмы, искажение грамматических форм Маяковский воспринимает поэзию как боевое оружие. Маяковский возвращается к тонической системе стихосложения. Поэт широко использует резервы русского языка, создаёт неологизмы. Маяковский ищет язык, который понятен народу. Выбирает слова сильные по звучанию. Выступает на диспутах, громит старое искусство. Попадает в стихах Маяковского бюрократам, хулиганам, пошлякам, разгильдяям, врагам. Он шагает широко, но за ним шагает сплетня. Шарж, ирония, пародия, юмор придавали сатире различные оттенки. 68% мальчиков и 38% девочек отметили, что они не знают сатирические произведения Маяковского, вследствие этого ученики не знают о направленности сатиры поэта, о роли и влиянии сатиры в революционное время в обществе. Сатира была злободневна раньше и может быть актуальна сегодня.
Определяющими условиями для формирования коммуникативной компетентности учащихся является коммуникативно – деятельностный подход в обучении
коммуникативные компетенции в свете новых требований к образовательному процессу имеют одно из главных значений, так они наделяют человека самой главной роскошью – роскошью человеческого общения, влияют на формирование гражданской зрелости, профессионального и личностного самоопределения