Технология «французских» мастерских как эффективный метод стимулирования и мотивации учащихся Методическое объединение Представляет учитель истории и обществознания МОУ «СОШ 17 г. Вольска» Шилина Татьяна Александровна Вольск 2012
Традиционное обучение
Отрытые образовательные технологии. сотрудничество совместный поиск сотворчество занятость всех учеников учеников опережающий поиск
Педагогические мастерские используют процесс ВЫСТРАИВАНИЯ знаний, а не дают их в готовом виде. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху. Французская мастерская как эффективный метод мотивации
1. «Индукция» 2. «Самоинструкция» 3. «Социоконструкция» 4. «Социализация» 5. «Афиширование» 6. «Разрыв» 7. «Рефлексия»
«Индукция» («наведение») создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения «Всем, сказал Зевс, пусть все будут к ним причастны. И закон положи от меня, чтобы всякого, кто не может быть причастным к стыду и правде, убивать как язву общества»
Задание индивидуально, а затем в группах систематизировать ключевые слова по теме. (Составление кластера, прием заимствован из технологии критического мышления)
«Социализация» всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
Внутреннее осознание участником мастерской неполноты своего старого знания, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
Возвращение к первоначальному кластеру, его дополнение и уточнение, с привлечением новой информации полученной на предыдущей фазе. Индивидуальная рефлексия: ПРИЕМ «Закончи фразу», «Шляпы мышления»
Нужна ли школьная оценка? Прожить без оценки в условиях классно-урочной системы не представляется возможным. На мастерской, когда человек внутренне раскрыт, не защищен привычной «броней», вред от неосторожной оценки может быть почти непоправимым.
При выборе критериев результативности рассматриваемой педагогической технологии уместно обратиться к УУД федеральных государственных образовательных стандартов.
Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения: - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; - уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; - уметь осуществлять синтез как составление целого из частей; - уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
При работе в группах происходит эффективное формирование таких компетенций как -умение слушать и вступать в диалог; -участвовать в коллективном обсуждении проблем; - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность: выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент; тормозить ненужные реакции.
2) смыслообразование; 3) нравственно-этического оценивания. Задача школы «Научить учиться», «Научить жить вместе», «Научить работать и зарабатывать». делят на 3 блока: 1) самоопределение;