1 Результаты исследования Состояние профориентационной работы в общеобразовательных школах Республики Таджикистан Д.Куддусов, ИИЦ «Соцсервис»
2 Цели и методология: Цель исследования: Исследовать текущее состояние, содержание и организацию профориентационной работы в общеобразовательных школах Республики Таджикистан. Опрос проведен в 39 школах Таджикистана: 6 школ в г.Душанбе; 10 школ в РРП; 13 школ в Хатлонской области; 6 школ в Согдийской области; 4 школы В ГБАО. Опрошено: 39 руководителей школ, 195 учителей старших классов, 390 учеников 8-11 классов, 453 родителей через ФГД.
3 Изучены следующие вопросы: 1. Обеспеченность школ материалами по профориентационной работе. 2. Проводимые школами профориентационные мероприятия, обеспеченность кадрами. 3. Сотрудничество школ с другими организациями. 4. Обеспеченность школ учебно-методическими пособиями и оценка потребности в профориентационной работе. 5. Состояние организации профильного образования. Выработаны рекомендации.
4 1. Обеспеченность школ материалами по профориентационной работе: 87% директоров и 75% учителей - в учебных программах существуют темы, связанные с профориентацией или с характеристикой профессий, в учебнике « Касбу њунар (Технология)», но: Не хватает профильных учителей; Мало учебных часов, мало пособий; Содержание предмета не соответствует реалиям рынка труда; Проводиться только информирование об отдельных профессиях.
5 1. Обеспеченность школ материалами по профориентационной работе: В 91% школ нет нормативно-правовых документов по организации именно профориентационной работы. В школах нет правил, инструкций или положения об организации профориентационной работы. 63% школ получили пособия у РЦПО МТСЗН.
6 2. Проводимые школами профориен- тационные мероприятия, обеспеченность кадрами:
7
8
9
10 2. Проводимые школами профориен- тационные мероприятия, обеспеченность кадрами:
11 2. Проводимые школами профориен- тационные мероприятия, обеспеченность кадрами: Мнение учеников по выбору профессии: 60% ученикам помогли родители и родственники; 11,8% учеников отметили помощь учителей в выборе профессии; 10,2% получил услуги по профориентации, на основе которого сделал выбор будущей профессии; 3,6% ученикам помогла Служба занятости в выборе профессии. Результат: 60% учеников сделали выбор профессии потому, что она просто понравилась.
12 2. Проводимые школами профориен- тационные мероприятия, обеспеченность кадрами: 69,2% директоров и только 49,2% учителей отметили, что за последние 5 лет педагоги проходили повышение квалификации по вопросам профориентации: в 10,2% школ по одному педагогу; в 5% школ по 2 педагога; в 28% школ по 3 педагога; в 26% школ повышение квалификации прошли более 4 педагогов.
13 3. Сотрудничество школ с другими организациями: 74% школ сотрудничают с другими учреждениями и организациями по вопросам профориентации, в следующем виде: 18% школ сотрудничают с другими школами и учебными заведениями; 38% школ сотрудничают с РЦПО МТСЗН; 5% школ наладили сотрудничество в рамках различных проектов с неправительственными организациями; 18% школ сотрудничают с несколькими различными организациями: школами, учебными центрами образования взрослых, со Службой занятости, с ПТУ и с другими организациями; 7% школ сотрудничают с международными организациями.
14 3. Сотрудничество школ с другими организациями: 91,3% учеников вовлечены в дополни- тельное обучение: 38,5% посещают языковые курсы, 35,3% посещают другие профильные и тематические курсы, 17,4% посещают спортивные секции. 81% учеников посещают кружки и секции вне школы.
15 4. Обеспеченность школ учебно- методическими пособиями и оценка потребности в профориентационной работе: 25,6% школ имеют уголки и стенды по профориентации, 56% школ имеют различные буклеты, пособия и плакаты, 5,1% школ имеют учебныве классы с производственным оборудованием по 2-3 профессиям. Профориентационная работа в школах требует: методического обеспечения и обновления, обучения кадров, изучение передового опыта, классы и уголки профориентации требуют ремонта и обновления.
16 4. Обеспеченность школ учебно- методическими пособиями и оценка потребности в профориентационной работе:
17 4. Обеспеченность школ учебно- методическими пособиями и оценка потребности в профориентационной работе: Все директора школ и учителя - профориентационная работа в школах нужна и является очень важным этапом образовательного процесса. Каждый третий ученик и его родитель хотели бы получить информацию и знания и будущей самостоятельной трудовой деятельноти для правильного выбора карьерного обучения и легкого перехода к работе. Большинство родителей (80%) отметили потребность в информировании своих детей о возможностях выбора профессии и о карьерном росте.
18 5. Состояние организации профильного образования в классах:
19 Рекомендации: 1. Необходимо пересмотреть содержание профориентационной работы в школах с учетом потребности как внутреннего так и внешнего рынка труда, которое должно включать: профессиональное информирование; профессиональное консультирование; профессиональный подбор; профессиональный отбор; психологическая поддержка.
20 Рекомендации: 2. Необходимо разработать конкретный план по формированию эффективной системы профориентационной работы, который должен включать следующие аспекты: Формирование нормативно-правовой базы ; Методическое обеспечение; Создание системы кадрового обеспечения.
21 Рекомендации: 3. Необходимо пересмотреть содержание предмета Технология, включив в него вопросы: профориентации и карьерного роста, подготовки к выходу на рынок труда, умения самостоятельно ориентироваться, искать знания и принимать решения, обучать жизненным навыкам.