ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ: СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ: СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ Гончарук Ольга Юрьевна МИОО
«Каждый человек – отдельная определенная личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. Чем больше становится кто сам собою, тем глубже начинает понимать себя, – яснее проступают его самобытные черты» Брюсов В.Я. 2© Гончарук О.Ю., МИОО, 2013
АКТУАЛЬНОСТЬ ЛОО динамично е развитие российского общества Особенности современных школьников введени е ФГОС 3© Гончарук О.Ю., МИОО, 2013
Идеи личностного подхода разрабатывали советские педагоги и психологи: Л.С. Выготский С. Л. Рубинштейн А.Н. Леонтьев В.В. Давыдов И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.Б. Орлов, И.С. Якиманская Г.К. Селевко 4© Гончарук О.Ю., МИОО, 2013
Каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. 5© Гончарук О.Ю., МИОО, 2013
6 Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА – РАЗВИТИЕ 7© Гончарук О.Ю., МИОО, 2013
МОДЕЛЬ ЛОО Отвечает принципам: природосообразности культуросообразности индивидуального и личностно- деятельностного подходов развивающего обучения гуманитарного образования 8© Гончарук О.Ю., МИОО, 2013
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛОО Использование субъектного опыта ребенка Вариативность заданий и предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении Накопление знаний, умений и навыков в качестве важного средства реализации детского творчества Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения 9© Гончарук О.Ю., МИОО, 2013
10
СВОЙСТВА ЛОО Направленность: решение жизненных проблем личное сосуществование Реализация и развитие субъектного опыта жизнедеятельности: индивидуальные познавательные способности самопознание самоопределение самореализация 11© Гончарук О.Ю., МИОО, 2013
АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ мотивационно-ориентационный содержательный организационный оценочно-результативный 12© Гончарук О.Ю., МИОО, 2013
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 13© Гончарук О.Ю., МИОО, 2013
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЦЕЛИ ДЛЯ УЧЕНИКА ЗАДАЧИ ДЛЯ УЧЕНИКА ВЫБОР МЕТОДОВ ЕГО ПОДАЧИ ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ВЫБОР ТИПА И ФОРМЫ ЗАНЯТИЯ ВЫБОР СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ВЫБОР ФОРМ ДИАГНОСТИКИ И КОНТРОЛЯ ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ 14© Гончарук О.Ю., МИОО, 2013
15 Технологизация личностно ориентированного образовательного процесса предполагает: специальное конструирование дидактического материала и методических рекомендаций к его использованию; использование различных типов учебного диалога; освоение разнообразных форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. © Гончарук О.Ю., МИОО, 2013
16 УЧАЩИЕСЯ ИМЕЮТ ПРАВО ВЫБОРА: А )уровня и объема содержания предметного знания (не ниже стандартного) Б)информационных источников для усвоения выбранного объема знаний В)способа учения в соответствии с индивидуально-личностными характеристиками (тип мышления, особенности памяти и т.д.) Г)темпа продвижения по теме, соответствующего личностным характеристикам; Д)формы, вида и времени контроля по согласованию с учителем © Гончарук О.Ю., МИОО, 2013
17 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АРСЕНАЛ ЛОО по мнению профессора Бондарской Е.В., составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: диалогичность деятельностно-творческий характер направленность на поддержку индивидуального развития ребенка предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения © Гончарук О.Ю., МИОО, 2013
КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ЛОО Развивающего обучения (Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Занков Л.В.) Педагогика сотрудничества (Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильин, С. Н. Лысенкова, В. Ф. Шаталов и др.) Технология индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности учащихся (А. С. Границкая, И. Э. Унт, В. Д. Шадриков) Технологии активизации и интенсификации деятельности обучающихся: имитационные (педагогические ситуации, педагогические задачи, игры, анализ конкретных ситуаций и др.) и неимитационные (эвристические беседы, самостоятельная работа с литературой, компьютеризация обучения) Технологии, построенные на интегративной основе. 18© Гончарук О.Ю., МИОО, 2013
19 ТЕХНОЛОГИИ, РЕАЛИЗУЮЩИЕ ЛОО Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.) Педагогика сотрудничества («проникающая технология») Педагогические технологии адаптивной школы Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А. Игровые технологии Технологии развивающего обучения Проблемное обучение Технологии уровневой дифференциации Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов) Коллективный способ обучения © Гончарук О.Ю., МИОО, 2013
20 А ЕЩЕ ЕСТЬ… Технология «ДЕБАТЫ» Модульно-рейтинговая технология Технология полного усвоения Антиципационное (прогнозирующее) обучение Технология «Портфолио» Технология индивидуальных образовательных траекторий Парацентрическая технология Технология развития критического мышления Технология укрупнения дидактических единиц © Гончарук О.Ю., МИОО, 2013
ВОЗМОЖНОСТИ ЛОО ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ: развитие самоопределения (смыслообразование, нравственно- эстетическая ориентация) развитие регулятивных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль и оценка) развитие познавательных действий (поиск и интерпретация учебной информации, смысловое чтение, исследования, логические действия, рефлексия деятельности) развитие коммуникативных умений (межличностное общение, кооперация, распределение ролей) © Гончарук О.Ю., МИОО,
22 НЕДОСТАТКИ ЛОО переоценка интересов ученика, определяющих содержание и методы обучения формирование отрывочных знаний противопоставление коллективной познавательной деятельности © Гончарук О.Ю., МИОО, 2013
23 ИТАК…. чтобы сделать процесс обучения личностно- ориентированным, нужно: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности. © Гончарук О.Ю., МИОО, 2013
24© Гончарук О.Ю., МИОО, 2013