«От инновации – к школе сотрудничества и взаимодействия»
В законе Российской Федерации Об образовании говорится: Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте.
Цели: Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение педагогического влияния родителей на учебно- воспитательный процесс, формирование доверительных отношений, установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.
Задачи: - способствовать развитию навыков позитивного общения, созданию доброжелательных семейных отношений, благоприятной эмоциональной атмосферы принятия и доверительности в общении через организацию совместного досуга; - способствовать формированию умения родителей находить адекватные способы решения проведения семейного досуга с детьми для позитивных установок в общении со своим ребенком, умения понимать и принимать его таким, каков он есть; - способствовать формированию сплоченности родителей, классного руководителя и детей; - способствовать оказанию помощи обучающимся в становлении нравственных представлений о внутрисемейных отношениях, создании атмосферы взаимопонимания, развитии чувства солидарности и здорового соперничества, сплочении детей и родителей; - ориентация классных руководителей на применение данной формы внеклассной работы с родителями.
Ожидаемые результаты: - повышение уровня внимания родителей к обучению и воспитанию детей; - снижение безразличного поведения по отношению к учебно-воспитательному процессу; - наличие потребности семьи активно участвовать в общественной жизни, что способствует эффективной взаимосвязи семьи с другими социальными институтами.
Одна из главных задач в работе с родителями - убеждение родителей в том, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет школа, а потому, что это важно для развития их ребёнка.
Гипотеза: Если выстроить эффективную технологию взаимодействия с родителями через организацию интересных формы работы, координацию деятельности всего педагогического коллектива, создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей, то можно повысить уровень привлечения родителей к деятельности школы.
направления познавательное (обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей школьного возраста) досуговое (является самым востребованным полезным, но и самым трудным в организации)
технология коллективного творческого дела технология сотрудничества игровые технологии
Первым этапом работы по взаимодействию школы с семьёй было возникновение идеи нового, а затем перевода идеи в цель. Для этого собрали информацию о субъективном образе реальной ситуации участников образовательного процесса, информацию о желаемом образе новых взаимоотношений с родителями, о возможном плане действий по изменению существующей ситуации, сформулировали цели. Итогом проведённой работы было создание школьной программы «Семья», в которой отразилась вся работа по взаимодействию семьи и школы на ближайшие три года. Программа была одобрена участниками образовательного процесса.
Вторым этапом работы можно выделить разработку цепочки связей: родитель – ребёнок - школа в аспекте различных воспитательных технологий с целью вовлечённости родителей во внешкольную деятельность, распространение новой практики и переход в новое качество и функционирование в новом режиме. Итогом второго этапа было ознакомление участников образовательного процесса с различными воспитательными технологиями, выделение среди них наиболее перспективных, пробное введение в практическую деятельность некоторых элементов технологий на общешкольных и классных родительских собраниях, совместных общешкольных мероприятий в Дни открытых дверей.
Третий этап – введение в практику работы с родителями проведение нетрадиционных общешкольных совместных мероприятий, направленных на развитие у учащихся и их родителей здоровых духовных потребностей и интересов, на которые большое влияние оказывает та нравственная атмосфера, которая складывается в семье.
Работа с родителями – это непрерывный трудоёмкий процесс, требующий от педагога постоянного поиска новых идей, методов, технологий.
Внедрение новых воспитательных технологий выдвигает принципиально новые требования к педагогам школы: -умение создавать особый психологический климат, построенный на сотворчестве и сотрудничестве; -овладение новыми педагогическими технологиями; -использование предметных знаний в целях более эффективного воспитания личности; -освоение компьютерной техники; -способность к жизненному самоопределению; - активная творческая позиция.
Основными достижениями внедрения новых воспитательных технологий в рамках эффективного взаимодействия с родителями можно выделить: - в течение последних трёх лет посещаемость внеклассных мероприятий родителями обучающихся увеличивается; - наблюдается повышение интереса к школе со стороны родительской общественности; - классные руководители проявили интерес к данным технологиям и частично вводят их в свою деятельность; - самое главное, что у родителей стало проявляться желание пообщаться с педагогами школы, теперь они уже не со страхом выступают на школьных конкурсах; - становится возможным строить прогнозы на изменение ситуации в воспитании, определять перспективы его развития в школе.