Новое качество образования
Стандарт Технология Стратегии Рабочая программа учителя по разделу Урок Диагностика Коррекция Формирование ключевых компетенций Формы организации
Образование как социальное явление полностью зависит от требований общества в тот или иной исторический период. В истории человечества было две культурно-исторические эпохи, которые вызвали существенные изменения в системе образования: аграрная и индустриальная. Сейчас мир переходит в третью, информационную, или постиндустриальную культуру, предъявляющую другие требования к выпускнику школы. По существу, любая трудовая деятельность современного человека сводится к умению всесторонне работать с информацией. Это, в свою очередь, требует гибкости мышления, умения быстро и ответственно принимать оптимальное решение из многих альтернатив, а также высоких коммуникативных навыков, умения вести диалог, толерантности по отношению к иному образу мыслей, поведению и мнению. Образование как социальное явление полностью зависит от требований общества в тот или иной исторический период. В истории человечества было две культурно-исторические эпохи, которые вызвали существенные изменения в системе образования: аграрная и индустриальная. Сейчас мир переходит в третью, информационную, или постиндустриальную культуру, предъявляющую другие требования к выпускнику школы. По существу, любая трудовая деятельность современного человека сводится к умению всесторонне работать с информацией. Это, в свою очередь, требует гибкости мышления, умения быстро и ответственно принимать оптимальное решение из многих альтернатив, а также высоких коммуникативных навыков, умения вести диалог, толерантности по отношению к иному образу мыслей, поведению и мнению.
Лев Толстой
Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года 373 об утверждении ФГОС начального общего образования Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года 1897 об утверждении ФГОС основного общего образования Приказ Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 года 413 об утверждении ФГОС среднего (полного) общего образования
Предыдущие стандарты образования Новые стандарты образования Цель школьного обучения – усвоение знаний, умений и навыков Цель школьного обучения – формирование умения учиться Стихийность учебной деятельности обучающегося Целенаправленная организация и планомерное формирование деятельности ученика Изолированное изучение обучающимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач Преимущественное использование индивидуальной формы усвоения знаний Признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения
Цели школьного образования: научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности; научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы; научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы;
Цели школьного образования: научить ориентироваться в мире духовных ценностей; научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей; научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности; научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.
Ценностно-смысловая компетенция. Общекультурная компетенция. Учебно-познавательная компетенция. Информационная компетенция. Коммуникативная компетенция. Социально-трудовая компетенция. Компетенция личностного самоусовершенствования.
Социальная компетентность, в связи с многогранностью общественной жизни, включает в себя самые разнообразные компетенции: гражданско-общественную, социально-трудовую, культурно-досуговую, информационную, здоровьесбережения, коммуникативную, художественную и т.д.
Основные задачи школы: создание условий для развития и самореализации учеников; усвоение продуктивных знаний, умений; развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Необходимо чаще использовать вопрос почему?, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно- следственных связей является обязательным условием развивающего обучения. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Компоненты методики формирования ключевых компетенций учащихся: проведение комплексной педагогической диагностики, формулирование целей обучения, отбор содержания учебного материала, выбор форм учебно-познавательной деятельности учащихся, комплексная оценка уровня сформированности у школьников ключевых компетенций; корректирование образовательного процесса.
дидактическая диагностика, ориентированная на изучение итогов обучения – знаний, умений, навыков, на определение уровня обученности учащихся; психолого-педагогическая диагностика, ориентированная на изучение субъектов образовательного процесса. социально-педагогическая диагностика, ориентированная на изучение воспитательного потенциала микро- и макросреды: семьи, ученического коллектива, ближайшей среды вне школы; управленческая диагностика, ориентированная на изучение элементов и звеньев образовательного процесса как целостной управляемой системы
СИСТЕМА ОЦЕНКИ: ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; содержательная и основа – планируемые результаты; содержательная и критериальная основа – планируемые результаты; сочетание внутренней и внешней оценки; сочетание внутренней и внешней оценки; накопительная система оценки индивидуальных достижений; накопительная система оценки индивидуальных достижений; использование персонифицированной и неперсонифицированной информации; использование персонифицированной и неперсонифицированной информации; оценка способности решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи; оценка способности решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.) использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.) уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; оценка методом «сложения»; оценка методом «сложения»; интерпретация результатов на основе контекстной информации интерпретация результатов на основе контекстной информации
ФГОС НОО освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями ФГОС ООО освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории
Спасибо за внимание!