1 Интегрированное обучение в школе Выполнила: Панькова Екатерина Петровна Учитель Частинской средней общеобразовательной школы Частые, 2010
2 Цель - совершенствование методического уровня педагогов в овладении технологии интегрированного обучения
3 Ключевое понятие Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
4 Интеграция в обучении во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).
5 Уровни интеграции внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов; межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин; транспредметная– синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
6 Основные группы технологий Технология объяснительно- иллюстрированного обучения Технология личностно- ориентированного обучения Технология развивающего обучения
7 Интегрированный урок специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
8 Преимущества интегрированных уроков Учащиеся получают глубокие разносторонние знания об объектах изучения, используя информацию из различных предметов, по-новому осмысливают события, явления. Материал усваивается глубже, поскольку установлены связи между процессами и явлениями. Знания приобретают осознанность, гибкость. Активизация познавательной творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса через проблемное обучение. Вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность.
9 Преимущества интегрированных уроков Развитие исследовательских навыков и умения. Формирование у учащихся современных представлений о целостности и развитии природы. Формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий. Уроки по форме нестандартные и увлекательные. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности. Повышается качество знаний учащихся.
10 Признаки интегрированного урока специально организованный урок, цель специфическая (объединённая); широкое использование знаний из разных дисциплин, т. е. углублённое осуществление межпредметных связей; большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на уроке; предельная четкость, компактность, логичность, сжатость интегрируемых предметов на каждом этапе урока.
11 Методика интегрированного урока Первый этап - подготовительный: планирование, организация творческой группы, конструирование содержания урока, репетиция. Второй этап подготовки и проведения урока – исполнительский. Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. В заключительной части урока необходимо: 1. обобщить всё сказанное на уроке; 2. подвести итог рассуждениям учеников; 3. сформулировать чёткие выводы. Третий этап – рефлексивный. Проводится анализ урока, необходимо учесть все его достоинства и недостатки.
12 Планирование и организация интегрированных уроков Важно правильно определить главную цель интегрированного урока; из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для реализации цели; требуется тщательное определение оптимальной нагрузки по различным видам деятельности учащихся на уроке; при проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий.
13 Условия для проведения ИУ правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока; высокие профессиональные качества педагогов, обеспечивающие творческое сотрудничество учителей и учащихся при подготовке урока; включение самообразования учащихся в учебный процесс;
14 Условия для проведения ИУ использование методов проблемного обучения, активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока; продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы; обязательный учет возрастных психологических особенностей обучающихся.
15 Задание Разработать план-конспект интегрированного урока: 1. Определить интеграцию предметов. 2. Поставить общую цель урока. 3. Определить содержание урока на каждом этапе урока. 4. Продумать практическую направленность урока. 5. Продумать рефлексию урока.
16 Конкурс интегрированных уроков «Урок +» Положение о муниципальном конкурсе интегрированных уроков «Урок + » Положение о региональном конкурсе интегрированных уроков «Урок + » Положение о региональном конкурсе интегрированных уроков «Урок + »
17 Подведение итогов При планировании урока важно определить Уровень интеграции При организации урока требуется тщательное распределение
18 Подведение итогов Преимущество интегрированного урока в деятельности учащихся Действие I этапа при подготовке к уроку согласно методике проведения интегрированного урока
19 Подведение итогов сегодня я узнал… было интересно… я приобрел… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
20 Вывод по теме Интеграция предметов способствует общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на уроке, способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.