Лазарева Ю.Н., преподаватель филиала ДИНО университета «Дубна»
Актуальная задача образования на современном этапе –практическая реализация компетентностного подхода в обучении.
Универсальные компетенции, формирующиеся в обучении иностранному языку 1. Компетенции социального взаимодействия : умение общаться устно; умение сотрудничать; способность учитывать точки зрения и интересы другого).
2) Компетенции самоорганизации и самоуправления : уверенность в себе; способность работать самостоятельно; способность адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах (мобильность).
3. Компетенции самостоятельной познавательной деятельности: умение находить и анализировать информацию из различных источников; способность распознавать трудности и проблемы в знаниях и решать их.
Образовательные возможности учебной дисциплины "Иностранный язык" коммуникативный подход; интерактивные методы обучения.
Педагогические условия для эффективного формирования общих компетенций: включение в содержание тематических разделов, позволяющих формировать универсальные компетенции; использование интерактивных методов обучения и релевантных способов организации учебной деятельности (дискуссии, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, проекты; фронтальные, групповые, индивидуальные методы работы); создание учебной развивающей среды.
Интерактивное обучение иностранному языку Интерактивное обучение - специальная форма организации познавательной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Цель –создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Суть интерактивного обучения состоит в том, что во время учебного процесса все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, имеют возможность рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию совместной деятельности учащихся и развитие диалогового общения. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.
Правила организации обучения в рамках интерактивной технологии. Правило первое. В работу вовлечены все участники образовательного процесса. Полезно использовать технологии, включающие всех участников в процесс обсуждения. Правило второе. Психологическая подготовка участников. Полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много, чтобы каждый был услышан. Правило четвёртое. Класс должен быть подготовлен так, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах и было комфортно. Хорошо, если заранее будут подготовлены материалы для творческой работы.
Правило пятое. Обсуждение с учениками процедуры проведения занятия и регламент выступления. Полезно поговорить о терпимости всех участников к любой точке зрения, уважении права каждого на свободу слова. Правило шестое. Поделите участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности, затем на принципе случайного выбора.
Использование мультимедийных интерактивных технологий при коммуникативном обучении иностранному языку: способствует формированию и развитию универсальных компетенций; значительно повышает качество подачи материала урока и эффективность усвоения этого материала учащимися; обогащает содержание образовательного процесса; повышает мотивацию к изучению английского языка со стороны учащихся; наблюдается тесное сотрудничество между учителем и учащимися.