Государственная Служба по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ – оценка соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям ФГОС посредством: - организации и проведения проверок качества образования; -принятия мер по пресечению и устранению выявленных нарушений. ( ст ФЗ)
Предмет проверок качества образования Соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся образовательной организации требованиям ФГОС
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ И КОНТРОЛЮ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ 2002 ТЕМАТИЧЕСКАЯТЕМАТИЧЕСКАЯ 2000 ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ 2001 КОМПЛЕКСНАЯКОМПЛЕКСНАЯ ВЫЕЗДНАЯВЫЕЗДНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ДОКУМЕНТОВ ДОКУМЕНТОВЭКСПЕРТИЗА ДОКУМЕНТАРНАЯДОКУМЕНТАРНАЯ
ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ ЯВЛЯЕТСЯ: 1) ИСТЕЧЕНИЕ СРОКА ИСПОЛНЕНИЯ ПРОВЕРЯЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ РАНЕЕ ВЫДАННОГО ПРЕДПИСАНИЯ ОБ УСТРАНЕНИИ ВЫЯВЛЕННОГО НАРУШЕНИЯ (либо несоответствие принятых мер согласно отчёту ОУ); 2) НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (В СЛУЧАЕ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН, ПРАВА КОТОРЫХ НАРУШЕНЫ)
ПРОВЕРКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ТРИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯ: 1. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ - СООТВЕТСТВИЕ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ООП ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА – ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
1 направление ФГК - ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС) Содержанием проверок являются: - локальные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса; - договоры о сотрудничестве с организациями - социальными партнерами (работодателями); - планы работы организации и отчеты по их реализации
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СООТВЕТСТВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОУ-и НОРМАТИВНЫМ АКТАМ УРОВЕНЬ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ -УСТАВ ОУ (РАЗДЕЛ «ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА» - РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ, СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОП, ФГОС ) ЛИЦЕНЗИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ), СВИДЕТЕЛЬСТВО ОБ АККРЕДИТАЦИИ (ПРИЛОЖЕНИЕ )
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ И КОНТРОЛЮ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НАЛИЧИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ОУ, ВНУТРЕННЕГО МОНИТОРИНГА ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ ОУ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ЭТУ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СОГЛАСНО УСТАВУ): - НАЛИЧИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВНУТРИУЧРЕЖДЕНЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ; - НАЛИЧИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОУ; - НАЛИЧИЕ ПРОГРАММЫ (СИСТЕМЫ) МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ОУ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ И КОНТРОЛЮ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НАЛИЧИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ИЗУЧЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ОУ ПЛАНЫ РАБОТЫ ОУ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ (НА ТЕКУЩИЙ УЧЕБНЫЙ ГОД): - НАЛИЧИЕ ПЛАНА РАБОТЫ ОУ ; - НАЛИЧИЕ ПЛАНА ВНУТРИУЧРЕЖДЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ; - РЕЗУЛЬТАТЫ ВНУТРИУЧРЕЖДЕНЧЕСКИХ И ВНЕШНИХ ПРОВЕРОК ПО ВОПРОСАМ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ; - НАЛИЧИЕ УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕШЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ; - НАЛИЧИЕ ПЛАНА(ОВ) МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (ИХ СООТВЕТСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ).
Add Your Title Учреждения НПО и СПО, реализующие основную профессиональную программу должны располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение: всех видов лабораторных работ и практических занятий дисциплинар- ной, междисципли- нарной и модульной подготовки учебной практики (производст- венного обучения) предусмотренных учебным планом образовательного учреждения и обязательным минимальным перечнем кабинетов, лабораторий, мастерских и пр. соответствующего ФГОС
2 направление ФГК - экспертиза соответствия структуры содержания ОПОП требованиям ФГОС Содержанием проверок является экспертиза ОПОП (соответствие структуры и содержания) по специальности/профессии, реализуемой в образовательном учреждении.
Основная профессиональная образовательная программа Основная профессиональная образовательная программа Разрабатывается достижение обучающимися/студентами результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС обеспечивает самостоятельно, на основе: -соответствующих примерных основных образовательных программ; -ФГОС среднего профессионального образования
Оценка соответствия структуры и содержания ОПОП требованиям ФГОС Проводится сравнительный анализ рабочих программ в соответствии с ФГОС Критерий – в рабочих программах УД и ПМ должны присутствовать все требования к умениям, знаниям, практическому опыту, указанные в ФГОС. Важно! - в примерных программах дисциплин отсутствуют компетенции, ОУ самостоятельно вводит их в рабочие программы, ориентируясь на раздел ФГОС – требования к результатам освоения ФГОС
УЧЕБНЫЙ ПЛАН Анализ УП и документов ОУ Наличие договоров (соглашений) с профильными организациями о сотрудничестве Анализ сведений о результатах ежегодного обновления ОПОП Показателем являются: - изменение состава учебных дисциплин и профессиональных модулей, указанных в учебных планах в соответствии с учебными годами - изменение содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей - изменение содержания программ учебной и производственной практики - разработка новых методических материалов, обеспечивающих реализацию внедренной в образовательный процесс новой образовательной технологии
оценка соответствия структуры и содержания ОПОП требованиям ФГОС УЧЕБНЫЙ ПЛАН Критерии – максимальный объем аудиторной учебной нагрузки студента (36 акад. часов в неделю) – соотношение аудиторной и самостоятельной работы при очной форме получения образования ( 18 часов) - максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования (16 академ. часов в неделю) - максимальный объем аудиторной нагрузки при заочной форме получения образования 160 ч. в год).
Реализация ФГОС среднего общего образования осуществляется в пределах образовательных программ СПО: С учетом профиля получаемого профессионального образования В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений (приказ МОиН РФ от ) При получении обучающимися среднего общего образования в учебный план входит общеобразовательный цикл.
3 направление ФГК - экспертиза качества освоения ОПОП в соответствии с ФГОС Содержанием проверок являются: - локальные акты ОУ, оценочные ведомости с результатами текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся/студентов, государственной итоговой аттестации выпускников ОУ, а также результаты тестирования, полученные в ходе выездных проверок.
Соответствие программ и процедур текущего, промежуточного контроля успеваемости требованиям ФГОС Метод – - анализ документов, подтверждающих проведение входного, оперативного и рубежного текущего контроля успеваемости как контроля освоения обучающимися/студентами программного материала учебных дисциплин, междисциплинарных курсов; - анализ имеющихся результатов усвоения обучающимися/студентами учебного материала на практических и лабораторных занятиях; - анализ документов ОУ, определяющих требования к организации и проведению защиты ВКР; - анализ документов, обеспечивающих допуск обучающихся к ГИА; - анализ протоколов заседаний государственной аттестационной комиссии и результатов государственной итоговой аттестации выпускников.
СВЕДЕНИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ Г(И)А в т.ч. ЕГЭ МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ/СТУДЕНТОВ СВОДНЫЕ ВЕДОМОСТИ УСПЕВАЕМОСТИ; ПРОТОКОЛЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНОВ; ДИНАМИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ВЫПУСКНИКОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ в т.ч. ЕГЭ (ЗА 3 ПОСЛЕДНИХ ГОДА) СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИТОГИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК КЛАССНЫЕ ЖУРНАЛЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ (НЕ МЕНЕЕ 50% ОБУЧАЮЩИХСЯ) РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ИТОГИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Итоги усвоения учебного материала на практических и лабораторных занятиях ТЕСТИРОВАНИЕ В ХОДЕ ПРОВЕРКИ
Запрашиваемые материалы и документы для проведения проверок: 1) учредительные документы организации; 2) лицензия на осуществление образовательной деятельности; 3) свидетельство о государственной аккредитации; 4) локальные акты, регламентирующие образовательный процесс организации; 5) планы работы организации на текущий учебный год (включая план внутреннего контроля); 6) материалы внутриучрежденческого контроля качества образования, мониторинга (при наличии);
Запрашиваемые материалы и документы для проведения проверок: 7) основные образовательные программы, включая учебные планы, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (профессиональных модулей), годовой календарный учебный график, расписание занятий, учебно-методическую документацию; 8) сведения о результативности успеваемости обучающихся, итогах Г(И)А, в том числе ЕГЭ, за три года; 9) документация по информационному и библиотечному обеспечению образовательного процесса; 10) документация по кадровому обеспечению организации, осуществляющему образовательную деятельность в организации. Иные документы, относящиеся к предмету проверки.
1 Контрольно- надзорный орган: выдача предписания об устранении выявленных нарушений требований ФГОС 2 Образователь -ная организация: неисполнение выданного предписания 3 Контрольно- надзорный орган: составление протокола об административном правонарушении за неисполнение предписания, передача дела в суд 4 Суд: вынесение решения о привлечении к административной ответственности за неисполнение выданного предписания 5 Контрольно- надзорный орган: выдача повторного предписания + приостановление действия государственной аккредитации полностью или частично 6 Образователь -ная организация: неисполнение повторно выданного предписания 7 Контрольно- надзорный орган: лишение государственной аккредитации полностью или частично Требования ФЗ-273 в части оформления результатов проверки (п. 9 ст. 93)
За у.г. по итогам осуществления ФГККО в организациях СПО: в организациях СПО: -выдано 8 предписаний об устранений нарушений в организациях СПО; -выявлено 96 нарушений требовани ФГОС; -составлено 2 -составлено 2 протокола ; об административном правонарушении; -наложено штрафов на сумму 100 тыс.руб.; -рассмотрено 4 обращения от граждан ОТДЕЛ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ, ПО ВОПРОСУ ФГККО: Статья 93 «Государственный контроль (надзор) в сфере образования ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации от ; ФЗ-294 от «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по специальностям; Административный регламент Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области по исполнению государственной функции «Осуществление федерального государственного контроля качества образования», утв. Постановлением Губернатора КО 23 мая пг (на сайте Кузбассобрнадзора); Анализ, типичные нарушения, выявленные в ходе проверок в годах на сайте
Сайт Кузбассобрнадзора: Тел./факс отдела контроля качества образования: (8-3842) нач.отдела – Бородулина Елена Эдуардовна глав. спец-т отдела– Гампель Вера Николаевна