Нарушение интеллекта – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Ведущий симптом - диффузное (количественное) поражение коры головного мозга. Ведут за собой нарушений в развитии психических, особенно высших познавательных, процессов: восприятия, памяти, словесно-логического мышления, речи и их эмоциональной сфере: повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, вялость. отдельные (локальные) поражения
НАРУШЕНИЯ РЕЧИ Нарушение экспрессивной речи Замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространённость нарушений Наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных нарушений речи Нарушение импрессивной речи
Недоразвитие дифференциации речеслухового восприятия Неразличение смысла отдельных слов Неразличение тонких оттенков речи Нарушение импрессивной речи
Нарушение экспрессивной речи Нарушение звукопроизношения Бедность словарного запаса Недостаточная сформированность грамматической стороны речи, наличие аграмматизмов Речевая инактивность
Общая характеристика нарушений речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью Нарушение фонетической стороны речи Нарушение лексико-грамматической стороны речи Нарушение связной речи 1. Нарушение звукопроизношения (искажения, замены, отсутствие звуков), полиморфность, вариативность, стойкость нарушений 2. Трудность использования в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляторных установок. 3. Трудности тонкой моторной дифференциации, нарушения слуховой дифференциации звуков 4. Несформированностью операций слухового и кинестетического контроля, операции выбора фонем. 5. Нарушение звукослоговой структуры слова 6. Нарушение просодической стороны речи 7. Нарушение темпа речи и Нарушение голоса 1. Бедность словарного запаса 2. Неточность употребления слов 3. Трудности актуализации словаря 4. Преобладание пассивного словаря над активным 5. Несформированность структуры значения слова 6. Нарушения процесса организации семантических полей. 7. Аграмматизмы в речи 1. Замедление темпа развития связной речи 2. Нуждаются в постоянной стимуляции при порождении связных высказываний 3. Трудности в овладении контекстной формой речи 4. Недостаточная сформированность диалогической речи 5. Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны, лишены логической последовательности 6. В монологической речи обнаруживается непонимание причинно-следственных связей, пространственных отношений, на основе случайных ассоциаций происходит добавление событий, деталей, отсутствующих в тексте.
Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют сложную структуру Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Расстройства речи у детей с нарушением интеллекта характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов коррекционной школы. Симптоматика и механизмы речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.