Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 города Донецка Ростовской области Учитель русского языка и литературы первой категории Рябова Лилия Алексеевна (Урок русского языка в 5 классе)
Стал старик кликать золотую рыбку.
1. У любого слова может быть прямое и переносное значение. 2. Метафора – это переносное значение слова. 3. Переносное значение возникает у слова на основе сходства между предметами (явлениями). 4. Убежало молоко, кольцо дыма – это прямые значения слова. 5. Прямое значение в толковом словаре представлено первым. Выберите правильные утверждения
4. Золотое кольцо - 2. Золотое детство - 3. Золотое зерно - 1. Золотое сердце - 5. Золотое слово - 6. Золотой ребёнок - (доброе, милосердное) (счастливое, весёлое) (зрелое, жёлтое) (сделанное из золота) (важное, значимое) (добрый, талантливый, ответственный, внимательный) Прямое и переносное значение слова
Прямое лексическое значение слова Линии сравнения Переносное лексическое значение слова 1. На основе какого сходства образовано (по цвету, форме, расположению, впечатлениям)? 2. Какие чувства вызывает у читателя? 3. Можно заменить словосочетанием с союзом как, как будто? Золотое кольцо Золотое зерно Сравните два лексических значения
Прямое лексическое значение слова Линии сравнения Переносное лексическое значение слова _ 1. На основе какого сходства образовано (по цвету, форме, расположению, впечатлениям)? по цвету 2. Какие чувства вызывает у читателя? 3. Можно заменить словосочетанием с союзом как, как будто? Золотое кольцо Золотое зерно Сравните два лексических значения
Прямое лексическое значение слова Линии сравнения Переносное лексическое значение слова _ 1. На основе какого сходства образовано (по цвету, форме, расположению, впечатлениям)? по цвету _ 2. Какие чувства вызывает у читателя? восхищение 3. Можно заменить словосочетанием с союзом как, как будто? Золотое кольцо Золотое зерно Сравните два лексических значения
Прямое лексическое значение слова Линии сравнения Переносное лексическое значение слова _ 1. На основе какого сходства образовано (по цвету, форме, расположению, впечатлениям)? цвет _ 2. Какие чувства вызывает у читателя? восхищение _ 3. Можно заменить словосочетанием с союзом как, как будто? зерно, как золото Золотое кольцо Золотое зерно Сравните два лексических значения Метафора: мета пере- (греч.) фора несу
В с_ ду горит к_стер рябины красной… (С.Есенин)
С ДОБРЫМ УТРОМ! Задр_мали звезды з_лотые Задр_жало зерк_ло затона, Брезжит свет на заводи реч(?)ные И румян_т сетку небосклона. Улыбнулись сонные бере_ки Растр_пали ш_лковые косы. (С.Есенин) Брезжит – рассветает, чуть светится. Затон – вдавшийся в берег речной залив, заводь.
1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет. 2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу. 3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда. 4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути. В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении
1. У любого слова может быть прямое и переносное значение. 2. Метафора – это переносное значение слова. 3. Переносное значение возникает у слова на основе сходства между предметами (явлениями). 4. Убежало молоко, кольцо дыма – это прямые значения слова. 5. Прямое значение в толковом словаре представлено первым. Выберите правильные утверждения