Цели и задачи путешествия: 1. Формирование интереса к фразеологии, обогащение фразеологического запаса учащихся. 2. Развитие речевых навыков. 3. Закрепление знаний о фразеологизмах. 4. Привитие любви к русскому языку, воспитание чувство гордости за родной язык.
Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело. Л. Н. Толстой
фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, которые невозможно перевести отдельно, так как смысл их теряется. фразеология - раздел языкознания, занимающийся изучением фразеологических оборотов.
1. Разграфите лист сначала вдоль, а затем поперёк. 2. Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом. 3. Весна уже не за горами. 4. В двух словах он допустил ошибки. 5. В двух словах изложите просьбу. 6. Путешественники изъездили вдоль и поперёк всё Зауралье 3,5,6
1. Саша немногословен, говорит он не часто, но замечания его всегда «бьют в цель». Как говорит Саша? Редко, но метко. 2. Только что мы вспомнили о Коле, а он тут как тут, пришёл. Что говорят шутя в таком случае? Свалился как снег на голову. 3. Егор напроказничал, но каким-то образом избежал наказания. Как говорят об этом? Вышел сухим из воды. 4. Дядя Миша умеет всё: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починит. Как можно назвать дядю Мишу? Мастер на все руки.
Попались на удочку. Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, рыбу удить будем. Уху сварим- пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим. Всё говорил мне: «Пойдём, он мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились пойти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. - Он же нас пригласил рыбу удить,- растерялись мы. - Вот пустомеля, - возмутился дед,- всё время кому-нибудь морочит голову.! У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. - Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте. И рыбу ловили, и костёр развели. А уха была –ни в сказке сказать ни пером описать.
Попались на удочку. Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, рыбу удить будем. Уху сварим- пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим. Всё говорил мне: «Пойдём, он мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились пойти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. - Он же нас пригласил рыбу удить,- растерялись мы. - Вот пустомеля, - возмутился дед,- всё время кому-нибудь морочит голову.! У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. - Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте. И рыбу ловили, и костёр развели. А уха была –ни в сказке сказать ни пером описать.
ПОРТ «ЗАГАДКИ-СКЛАДКИ» 1 команда Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят: … Мы исходили городок Буквально вдоль и поперёк. И так устали мы в дороге, Что еле… За домом едва Пожелтела трава. Два брата рубили дрова. Один это делал… Другой… 2 команда Товарищ мой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь … Фальшивят, путают слов Поют кто в лес кто по дрова. Ребята слушать их не станут: От этой песни… Оказался молодцом Смог осилить ношу. Не ударил в … И не сел в...
«ЗАГАДКИ-СКЛАДКИ» 1 команда Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят: Водой не разольёшь Мы исходили городок Буквально вдоль и поперёк. И так устали мы в дороге, Что еле волочили ноги. За домом едва Пожелтела трава. Два брата рубили дрова. Один это делал спустя рукава, Другой засучив рукава. 2 команда Товарищ мой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь медвежью услугу. Фальшивят, путают слов Поют кто в лес кто по дрова. Ребята слушать их не станут: От этой песни уши вянут. Оказался молодцом Смог осилить ношу. Не ударил в грязь лицом И не сел в калошу.
«Фразеология в картинках» Посадить в калошу Водить за нос Задирать нос Принцесса на горошине Кот в мешке
1 команда 2 команда 1. Кот наплакал- 1. Шевелить мозгами- 2. Собаку съел- 2. Шаром покати- 3. Хоть пруд пруди- 3. Спустя рукава- 4. Зарубить на носу- 4. Водить за нос- 5. В мгновение ока- 5. Засучив рукава- 6. Мозолить глаза- 6. Кровь с молоком- 7. Рубаха парень- 7. Сизифов труд-
1. Кот наплакал- очень мало. 2. Собаку съел- опыт в делах. 3. Хоть пруд пруди- очень много. 4. Зарубить на носу- запомнить. 5. В мгновение ока- мгновенно. 6. Мозолить глаза- надоедать. 7. Рубаха парень- общительный. 8. Шевелить мозгами –думать. 9. Шаром покати – ничего нет. 10. Спустя рукава- плохо. 11. Водить за нос- обманывать. 12. Засучив рукава- хорошо работать. 13. Кровь с молоком- здоровый. 14. Сизифов труд- бесполезная работа
Домашнее задание 1. У нас было собрание, на котором мы выбирали, куда нам пойти на каникулы. Сначала мы решили, что пойдём в зоопарк, потом передумали и захотели пойти в кино, потом в парк, потом в театр. И наш учитель сказал, что у нас семь пятниц на неделе. Мы очень огорчились, потому что мы не хотим, чтобы неделя состояла из одних пятниц. Мы очень любим воскресенье, когда у нас нет уроков. 2. Наши мальчишки ничего не боятся: ни двоек, ни замечаний в дневнике, ни родителей, ни учителей. Им всё нипочём! И наш учитель сказал, что им всё как с гуся вода. Все девчонки рассмеялись, потому что наши мальчики и правда чем-то напоминают гусей, особенно когда они дерутся и нападают друг на друга.
1. У нас было собрание, на котором мы выбирали, куда нам пойти на каникулы. Сначала мы решили, что пойдём в зоопарк, потом передумали и захотели пойти в кино, потом в парк, потом в театр. И наш учитель сказал, что у нас семь пятниц на неделе. Мы очень огорчились, потому что мы не хотим, чтобы неделя состояла из одних пятниц. Мы очень любим воскресенье, когда у нас нет уроков. 2. Наши мальчишки ничего не боятся: ни двоек, ни замечаний в дневнике, ни родителей, ни учителей. Им всё нипочём! И наш учитель сказал, что им всё как с гуся вода. Все девчонки рассмеялись, потому что наши мальчики и, правда, чем-то напоминают гусей, особенно когда они дерутся и нападают друг на друга.
Семь пятниц на неделе- так говорят о непостоянном человеке, который часто меняет своё мнение. ( В старину пятница была базарным днём. В пятницу, получая товар, купцы давали слово привести деньги за него через неделю, в следующую пятницу. О тех, кто нарушал это обещание, говорили, что у них семь пятниц на неделе. Это значит, что верить ему нельзя ). Как с гуся вода - это часть древнего заклинания, которое произносили знахарки или родители, купая детей: «С гуся вода, а с нашего мальчика (или девочки) худоба» Люди верили, что от этих слов болезнь сойдёт так же, как с гуся вода. Известно, что перья гусей покрыты жирной смазкой, поэтому вода не смачивает их, а скатывается каплями. (Выйти сухим из воды)
1. Как с Луны … 2. Кашу маслом… 3. Тянуть кота… 4. Свалиться … 5. Витать… Свалиться Не испортишь За хвост На голову В облаках
«Бездельничать»«Обманывать» «Быстро» Указать фразеологизмы со значением Сломя голову сидеть сложа руки втирать очки во все лопатки лодыря корчить бить баклуши водить за нос вводить в заблуждение высунув язык со всех ног «Сидеть сложа руки» «Лодыря корчить» «Бить баклуши» «Втирать очки" «Водить за нос» «Вводить в заблуждение» «Сломя голову» «Во все лопатки» «Высунув язык» «Со всех ног»
Полуостров«Изобрази фразеологизм»
Остров «Почувствуй и скажи»