ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ (из опыта работы) Автор: Жихарева Л.М. учитель дефектолог ГДОУ детский сад компенсирующего вида «Надежда» С. Белая Глина Краснодарского края
значение В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
Описательно-повествовательная речь (1 год обучения) 1 Описание выполненных поручений 2 Составление подписей к картинке 3 Работа с вопросами к прочитанному тексту 4 Описание предметов или пережитых событий 5 Рассказывание и пояснительное чтение 7 Самостоятельное чтение
Рассказ на основе поручений Кто это? Это Яна. Что сделала Яна? Яна взяла мяч. Кому дала Яна мяч? Яна дала мяч Серёже. Что делает Серёжа? Серёжа играет с мячом.
Составление подписей к фото детей. У Серёжи мяч. Серёжа играет с мячом.
Т РЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного. содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;
В ИДЫ РАССКАЗЫВАНИЯ ПО КАРТИНЕ 1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребёнок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребёнок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
Приёмы работы с серией картин 1 Педагог сам раскладывает серию картин и просит детей рассмотреть её 2 Ребёнку предлагается одна средняя картинка, а он должен разложить остальные. 3 Педагог предлагает ребёнку разложить все картинки серии в нужном порядке. Педагог раздаёт все картинки детям и предлагает им соотнести картинки с частями текста( или наоборот)
Составление рассказа по серии картин( 2 год обучения)
Система занятий по серии картин (3 год обучения) 1 занятие Рассматривание серии картин. Обучение детей последовательному расположению картин.
Составление рассказа и запись его на доске. Чтение рассказа с целью выяснения понимания детьми текста. Придумывание названия рассказа
2 занятие Чтение ранее составленного рассказа. Беседа по вопросам к тексту Чтение частей рассказа и соотношение их с картинками Запись новых слов в словарики
3 занятие Последовательное расположение детьми серии картин. Составление рассказа из рассыпного текста. Чтение текста с пропущенными словами. Соотношение картинок с частями рассказа.
4 занятие Чтение рассказа по цепочке. Беседа по вопросам в разбивку с целью выяснения понимания текста детьми.
Пересказ текста детьми с помощью опорных слов. Рисование детьми по прочитанному тексту. Изготовление книжки-самоделки.
Список используемых источников 1. Программы для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение глухих дошкольников» – М.: ООО «Просвещение», 1983 г 2. Бородич А.М. «Методика развития речи детей». - М.: ООО «Просвещение», 1981 г 3. Короткова Э.П. «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию» - М.: ООО «Просвещение», 1982 г