МАРКЕТИНГ И МАЛЫЕ ПРЕПРИЯТИЯ Малые предприятия (МП) играют важную роль в экономике любой страны
На предприятия малого бизнеса возложены вполне определенные функции, которые не выполняются или выполняются в недостаточной степени другими хозяйствующими субъектами. Небольшие фирмы играют роль фундамента рыночной экономики, связывают воедино все ее звенья. Эта функция малых предприятий предотвращает явление так называемой «лоскутной экономики», при которой изобилие одних товаров имеет место наряду с дефицитом других.
Другая важнейшая функция небольших фирм - поддержание конкуренции, что обеспечивается их многочисленностью, гибкостью, большей свободой ценовой политики. Малые предприятия ускоряют заполнение товарного рынка требующимися потребителям товарами и внедрение научно-технических достижений.
Сегодня становится все более ясным огромное значение сектора МП в России. Его доля уже сейчас составляет, оценочно, не менее 90% по числу предприятий и 30-50% по занятости и производству продукции и услуг. Появление новых малых предприятий можно рассматривать как один из ключевых позитивных результатов реформ 90-х годов в России.
Как отражаются изменения, происходящие сегодня в нашей стране, на малом бизнесе? Происходящие в нашем обществе и деловой среде стремительные изменения обусловливают необходимость постоянной корректировки «бизнес-курса» компании. Но если у крупных компаний «возможности для маневра» (производственные, финансовые, кадровые) достаточно широки, то в малом бизнесе картина иная. И поэтому именно для малых предприятий жизненно важно грамотно выработать стратегию «рыночного поведения».
Чем в данной ситуации предпринимателям может помочь использование маркетинговых принципов? Маркетинг как концепция управления деятельностью предприятия в условиях рынка, провозглашающая ориентацию на удовлетворение потребностей покупателей, может и должен помочь небольшим компаниям не только «держаться на плаву», но и успешно функционировать в рыночной среде.
Требуется некий посредник, который мог бы согласовать интересы обеих сторон и помочь продавцам и покупателям найти друг друга. Этим посредником и является маркетинг. Цель его - достижение согласия между производителями продуктов и покупателями.
Можно ли говорить об использовании общих маркетинговых подходов в различных областях малого бизнеса? Принцип, заложенный в основу маркетинга, заключается в том, что вся деятельность предприятия, должна ориентироваться на конечную цель - удовлетворение потребностей клиента.
Следовательно, действия практически любого предприятия должны быть завязаны на клиента, а персонал обязан понимать, что его работа должна быть направлена на обслуживание клиента. Ведь в широком смысле слова, маркетинг - это наука о том, как продавать товар. Задача номер один в маркетинге - это найти, привлечь и удержать и удержать покупателя, и поэтому любое действие в этом русле можно назвать маркетингом.