Тайны метафоры урок литературы, 5 класс МОУ « Лесогорская средняя общеобразовательная школа » МО « Выборгский район » Ленинградской области Авторы : Ртищева В. Г., учитель русского языка и литературы Голубева Н. Л., учитель русского языка и литературы
Тропы : Какие тропы вы знаете ?
Что означает термин « изобразительно - выразительные средства языка »? - изображают ; - рисуют словами картины жизни ; - отличают один предмет от другого ; - передают отношение, чувства автора.
Так что же они выражают ? Мы называем средствами художественнойвыразительности
Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева так, чтобы мы могли эту зиму увидеть, представить Читай … с чувством, с толком, с расстановкой 1. Знание текста. 2. Понимание смысла. 3. Темп, интонация, паузы. 4. Выделение тропов при чтении. 5. Работа воображения ( мы представляем картину …). 6. Передача настроения.
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижно, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он околдован, - Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой … Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой – В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.
Какой образ помогает нам увидеть картину безмолвия, тишины, зимнего величия уснувшего леса ? Используйте подсказки : Эпитет с определяемым словом. Эпитет с определяемым словом. Порядок слов – обратный. Порядок слов – обратный. Подразумевается сравнение, но отсутствует союз КАК. Подразумевается сравнение, но отсутствует союз КАК. Можно нарисовать картину : снежные узоры, как цепь. Можно нарисовать картину : снежные узоры, как цепь. « Ц е п ь ю п у х о в о й …»
МЕТАФОРА Скрытое сравнение. Скрытое сравнение. Основа – переносное значение слова. Основа – переносное значение слова. Уподобление по сходству. Уподобление по сходству.
Попытаемся расшифровать секреты волшебства поэтической речи : Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний : Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. М. Цветаева
Как передать смену чувств при чтении этого стихотворения ? Как вы понимаете скрытое содержание последней строфы ? Как вы понимаете скрытое содержание последней строфы ? Найдите метафоры. Найдите метафоры. Что в них « зашифровано »? Что в них « зашифровано »? Какой скрыт смысл ? Какой скрыт смысл ? Какой вы представляете себе лирическую героиню стихотворения ? Какой вы представляете себе лирическую героиню стихотворения ? Почему происходит смена, движение эпитетов : Почему происходит смена, движение эпитетов : красную – жаркую – горькую рябину ? красную – жаркую – горькую рябину ? Какое символическое значение имеет слово - образ « рябина »? Какое символическое значение имеет слово - образ « рябина »?
Варианты толкований : Символ любви к жизни. Символ любви к жизни. Символ испытаний, тревог, преодолений. Символ испытаний, тревог, преодолений. Символ пути. Символ пути.
Примеры метафор : существительное : утро года в багрец и золото одетые леса прилагательное золотые руки золотое сердце глагол блистать эрудицией рябина зажглась
Выразительная сила метафоры : Подчеркивает самый существенный признак ; Подчеркивает самый существенный признак ; Создает индивидуальный образ ; Создает индивидуальный образ ; Производит эмоциональный эффект ; Производит эмоциональный эффект ; Требует духовного усилия, воображения, работы ума. Требует духовного усилия, воображения, работы ума.
Зимний день Мороз и солнце ! Под ногами скрипит … снег. Украсил … веточку … снегирь. В воздухе мелькают … снежинки. … иней опушил … березку, словно …. Впереди Новый год – праздник …. Введите в текст тропы, конкретизирующие, создающие картину :
Мороз и солнце ! Под ногами скрипит, как песенку поет, снег. Украсил изящную веточку новогодней игрушкой красногрудый снегирь. В воздухе мелькают пушистые снежинки. Серебристый иней опушил есенинскую березку, словно невесту. Впереди Новый год – праздник детства и зимних забав.
КАКУЮ МЕТАФОРУ МОЖНО СЧИТАТЬ УДАЧНОЙ ? - ЕСЛИ ПОМОГАЕТ УВИДЕТЬ ПРЕДМЕТ ; - ЕСЛИ СОЗДАЕТ НАСТРОЕНИЕ ; - ЕСЛИ ПЕРЕДАЕТ ПЕРЕЖИВАНИЕ, ЗАРАЖАЕТ ИМ ; - ЕСЛИ ЗАПОМИНАЕТСЯ И УДИВЛЯЕТ ; - ЕСЛИ ОНА ПОМОГАЕТ ВЗГЛЯНУТЬ НА ПРЕДМЕТ ПО - НОВОМУ. КАКУЮ МЕТАФОРУ МОЖНО СЧИТАТЬ УДАЧНОЙ ? - ЕСЛИ ПОМОГАЕТ УВИДЕТЬ ПРЕДМЕТ ; - ЕСЛИ СОЗДАЕТ НАСТРОЕНИЕ ; - ЕСЛИ ПЕРЕДАЕТ ПЕРЕЖИВАНИЕ, ЗАРАЖАЕТ ИМ ; - ЕСЛИ ЗАПОМИНАЕТСЯ И УДИВЛЯЕТ ; - ЕСЛИ ОНА ПОМОГАЕТ ВЗГЛЯНУТЬ НА ПРЕДМЕТ ПО - НОВОМУ. Подведем итоги
Домашнее задание Выучить стихотворение М. Цветаевой наизусть. Выучить стихотворение М. Цветаевой наизусть. Составить монологический ответ Составить монологический ответ о метафоре. о метафоре.
Список использованной литературы Школьный словарь литературоведческих терминов : Иносказательность в худож. речи. Тропы. Стиховедение / Л. В. Чернец, В. Б. Семенов, В. А. Скиба.- М. : Просвещение, 2002 Литература. Еженедельное приложение к газете « Первое сентября » 8(239) февраль 1998 г. Методика развития речи на уроках русского языка : Книга для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос и др.; под редакцией Т. А. Ладыженской.-2- е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, Энциклопедический словарь юного филолога ( языкознание )/ Сост. М. В. Панов.- М : Педагогика, 1984 Формирование литературоведческих понятий в школе. А. Г. Балыбердина. Куйбышев, 1981
Русский язык. Экспресс - репетитор для подготовки к ЕГЭ. « Выразительность русской речи »/ Е. С. Симакова. М : АСТ : Астрель ; Владимир : ВКТ,2008 Черных О. Г. Игровые уроки по литературе :5 класс.- М : ВАКО,2008 Литература : анализ эпизода : анализ стихотворения : учебно - методическое пособие / Н. В. Францова, Т. В. Доронина, Н. С. Генералова.- М.: Издательство « Экзамен », Формирование теоретико - литературных понятий в школе. А. Г. Балыбердина. Киров, 1974
Список использованных материалов, Интернет - ресурсов