Подготовила: директор МКОУ УМОЦ, учитель-логопед Григорьева Н.В. ЛОГОПЕДИЯ КАК НАУКА
Изучением речевых нарушений, их предупреждением и преодолением путем воспитания и обучения занимается специальная наука - Логопедия Предмет Логопедии – изучение нарушений речи и методов их устранения Задачи Логопедии – определение причин и характера речевых нарушений, их классификация, разработка эффективных способов предупреждения Логопедия – отрасль педагогической науки - дефектологии, изучающей особенности развития, воспитания, обучения и подготовки к трудовой деятельности (социализации) детей с дефектами, психическими и речевыми недостатками.
СВЯЗЬ С НАУКАМИ ЛОГОПЕДИЯ Дошкольная педагогика Общая и возрастная психология Физиология Социальная педагогика Социология Лингвистика
Знание Логопедии помогает педагогу решать две важные задачи: 1.Профилактическую, направленную на формирование у детей правильной речи 2. Коррекционную, предусматривающую своевременное выявление нарушений речи и помощь в их устранении
Краткие сведения о развитии речи ребенка Речь – является средством общения людей и формой человеческого мышления Различают внешнюю и внутреннюю речь (речь «думание») для общения друг с другом позволяет человеку мыслить на базе языкового материала Разновидности внешней речи: устная речь письменная речь
Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех компонентов речи : Словарь Грамматический развиваются и совершенствуются в строй речи дошкольном возрасте и в процессе обучения в школе Звукопроизношение - формируется к 4 – 5 годам ( Воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте. А так как звук, является смысловой единицей –фонемой лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи детей)
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка Для нормального становления речи ребенка необходимо чтобы: кора головного мозга достигла органы чувств (слух, определенной зрелости зрение, обоняние, осязание) были достаточно развиты
Особенно важно для формирования речи - развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов Анализаторы – сложные нервные механизмы, производящие тончайший анализ всех раздражителей, воспринимаемых организмом высших животных и человека из внешней и внутренней среды. К анализаторам относятся: Органы чувств (зрение, слух, вкус, специальные рецепторные обоняние, осязание) аппараты, заложенные во внутренних органах и мышцах
Большое значение для развития речи имеет психофизическое здоровье, физическое (соматическое) состояние ребенка Психофизическое здоровье ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов: Памяти Внимания Воображения Мышления Физическое (соматическое) состояние отражает текущее состояние органов и систем органов человеческого организма; уровень их развития и функциональных возможностей, степень адаптации к различным факторам внешней среды.
Развитие речи ребенка 3 мес. – период гуления ( этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Осуществляется процесс развития понимания речи (формируется импрессивная речь)) 9 – 10 мес. – произношение отдельных слов, одинаковых парных слогов (папа, мама) 1 год – слов – слова и звукосочетания средства общения (экспрессивная речь) 2 года слов 3 года – 300 – 1000 слов ( речь – полноценное ср-во общения) 4 год а – коррегируется физиологические нарушения звукопроизношения 5 лет – 3000 слов ( усложненная фраза, улучшение произношения) 6 лет – правильное произношение всех звуков родного языка, достаточный объем активных слов
Органы речи и их механизмы Анатомо-физиологический аппарат Центральный орган речи Периферический орган речи Головной мозг Органы: слуха, дыхания, голоса, артикуляции
Центральный орган речи и его механизмы Кора большого мозга – центральный орган речи. При здоровом мозге можно научиться говорить без слуха и голоса, писать без рук. Мозг может приспосабливать для речи и другие органы
Периферические органы речи Аппарат дыхания: - легкие; -грудная клетка; -диафрагма; -мышцы брюшного пресса
Гортань Голосовой аппарат представляет собой небольшую коробку, состоящую из целой системы крупных и мелких хрящей, подвижно сочлененных один с другим и приводимых в движение системой мышц. Главной частью ее являются голосовые связки – две мышечные эластичные складки, выпячивающиеся в виде валиков с внутренних стенок щитовидных хрящей.
Надставная труба Состоит из ряда разнообразных полостей: - глотки; органы артикуляции: - носоглотки; мягкое небо; - носа; твердое небо; - рта язык; зубы; челюсти; губы
Язык Главный орган звукопроизношения
Ухо – орган слуха Состоит из трех отделов: -наружное; -среднее; -внутреннее
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!