Автор: Прудникова Евгения Геннадьевна, педагог-психолог КГБС(к)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: «Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида» с. Павловска Профориентация родительское собрание, 9 класс
Как помочь подростку правильно выбрать профессию? Советы психолога
Вопросы которые задает себе каждый ученик От чего зависит жизненный успех? Как найти себя в этом мире? Продолжить ли образование и где? Пойти ли работать и куда? Что ждет меня в будущем, за порогом школы?
Будущее-это интересная, престижная работа Которая помогает состояться как личности. Добиться материального благополучия, Экономической независимости.
Для этого необходимо, прежде всего, правильно выбрать профессию В современном мире насчитывается более профессий. Важно суметь разобраться в этом многообразии. Понять содержание разных профессий. Требование, которые они предъявляют к человеку. Учитывать собственные склонности, способности, возможности.
Курс занятий по профориентации «Основы выбора профессии» Главной целью: является личностно- профессиональное развитие подростков, формирование навыков самодиагностики и профессионального выбора, развитие социальной компетенции. Задачи программы: познакомить с основами выбора профессии; дать школьнику знания о самом себе и научить его получать эти знания; познакомить старшеклассников с миром профессий и его многообразием; совершенствовать коммуникативные навыки и умения ;
Методики «Определение типа будущей профессии» (методика Е. А. Климова) «Профиль» «Тип мышления» Методика «Мое здоровье»
Все многообразие профессий сгруппировано психологом Е.А. Климовым в пять классов исходя из того, с чем, с каким предметом труда имеет дело специалист, прямо и непосредственно.
Классификация профессий Типы профессий Человек- природа Человек- знаковая система Человек- техника Человек- человек Человек- художественный образ Типы профессий Человек- природа Человек- знаковая система Человек- техника Человек- человек Человек- художественный образ Типы профессий Человек- природа Человек- знаковая система Человек- техника Человек- человек Человек- художественный образ Типы профессий Человек- природа Человек- знаковая система Человек- техника Человек- человек Человек- художественный образ Типы профессий Человек- природа Человек- знаковая система Человек- техника Человек- человек Человек- художественный образ Типы профессий Человек- природа Человек- знаковая система Человек- техника Человек- человек Человек- художественный образ
Человек-природа Специалист работает с природными объектами: растениями, животными, микроорганизмами Например: агроном, ветеринарный врач, дрессировщик,эколог.
Человек -техника Специалист работает с техникой – Техническими системами – Энергией – Различными материалами и веществами. Например: инженер, радиотехник, монтажник конструкций, токарь, слесарь.
Человек-человек Специалист работает с прежде всего с людьми, группами, коллективами. Например: педагог, врач, юрист, журналист, медицинская сестра.
Человек- знаковая система Специалист имеет дело с обработкой информации в виде условных знаков, цифр, букв, искусственных и естественных языков. Например: оператор, программист, переводчик, лингвист, бухгалтер.
Человек-художественный образ Это прежде всего профессии, связанные с созданием и воспроизведением различных художественных образов, их элементов. Например: художник, дизайнер, визажист, артист, музыкант, писатель.
Типы мышления Предметно-действенное мышление (П-Д) Свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения, обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов. Абстрактно-символическим мышлением (А-С) Обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
Словесно-логическое мышление (С-Л) отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом. Благодаря развитому словесно- логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям. Наглядно-образным мышлением (Н-О) обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
Креативность (К) Это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности. В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления. Такое мышление называют синтетическим
При выборе профессии учитывайте Интересы вашего ребенка( что ему интересно на уровне хобби, а что может стать специальностью). Его склонности и возможности, способности, которые обеспечат успех в работе. Сведения о профессиях. Возможность получить выбранную специальность (обучение). Возможности трудоустройства. Перспективы развития выбираемой профессии.
Знание того, что хочет ваш ребенок, и понимание того, как помочь этого ему добиться – это ключ к успеху.
Благодарю за внимание !
Список использованных материалов, Интернет-ресурсов