Конкурс «Воспитатель года 2014»
Ребенок в мире поиска
Дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир
«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ ПРЕТЕНДУЕТ НА РОЛЬ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» Н.Н.Поддьяков, 1995
А.И. Савенков «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников», В.В. Щетинина «Неизведанное рядом», «Из чего сделаны предметы» О.В. Дыбина, Н.Н.Подьяков, Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Ребенок в мире поиска», Куликовская И.Э., Совгир Н.Н., «Детское экспериментирование»
«Эксперементирование –как средство ознакомления детей с окружающим миром»
Актуальность Концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.
Экспериментирование – эффективный метод воспитания и развития творческой инициативной личности, способной к реализации своего творческого потенциала и исследовательской активности в разных видах деятельности
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ РАБОТЫ – Включить каждого ребенка в исследовательскую деятельность и научить его рациональному варианту поиска информации
«Развитие элементарной исследовательской деятельности дошкольников, направленной на решение познавательных задач в процессе ознакомления с окружающим миром» ЦЕЛЬ
ЗАДАЧИ: Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний Развитие у детей умения пользоваться приборами- помощниками при проведении игр-экспериментов Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения Развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции
Экспериментирование - новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности. Обеспечение личностно - ориентированного взаимодействия Использование дифференциации и индивидуализации развития дошкольников Интеграция программ дополнительного и основного образования Применение современных образовательных технологий НОВИЗНА
Живая природа: наблюдения за растениями, насекомыми, животными Неживая природа: изучение свойств предметов из дерева, пластмассы, резины, ткани, металла Человек: «наши помощники» - нос, уши, глаза, руки, ноги, кожа Направления работы
Предметно-развивающая среда
Оборудование для экспериментов
Эксперимент должен быть непродолжителен по времени. Речевое сопровождение. Важно учитывать индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость), возрастные особенности. Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки Совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей Эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ДОУ
УСЛОВИЯ ДЛЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ постепенное усложнение организация условий для самостоятельной деятельности использование проблемных ситуаций
«Удивление- мать открытий» Луи де Броль
1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации. 2. Уточнение плана исследования. 3. Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования. 4. Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников. 5. Организация исследования. 6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вопросы педагога определяющие успех в познании Схематическое моделирование опыта рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков Метод стимулирующий детей к коммуникации Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности Проблемные ситуации Экспериментальные игры. Наблюдение природных явлений. Использование энциклопедий. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада по теме «Детское экспериментирование». Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях. Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта -Подборка иллюстраций, картин; сбор информации. Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов. Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
У дошкольников развивается умение: - активно познавать окружающий мир, - действовать согласно алгоритма познания, - применять разные способы детского экспериментирования, - ставить новые вопросы и искать самостоятельно на них ответы, - доказательно объяснять полученный результат, - формировать предпосылки учебной деятельности. У родителей повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования. Ожидаемые результаты
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ 1. Предполагаемая система работы по организации экспериментальной деятельности позволяет предоставить детям инструмент самостоятельного познания окружающего мира. 2. Полученный багаж знаний и умений, позволяет каждому ребенку раскрыть его индивидуальные и творческие способности, поддержать в дошкольнике интерес к исследовательской деятельности. 3. Родителям - предоставить материал для развития познавательной активности малышей в семье
Каждый ребёнок – особая планета! Наблюдая за с неподдельным интересом, прищурив глаза, проводят свои первые эксперименты, вижу пока просто любопытство и стремление узнать что- то новое. Но может быть, я встречу их взрослыми, красивыми, умными в светлой лаборатории. И они с искренним восхищением признаются, что их профессия зародилась ещё в детстве с тех первых радостных впечатлений о самостоятельных открытиях, желания познать мир
м Благодарим за внимание!