г. Москва, 4 июля 2014 г. Практические аспекты взаимодействия антимонопольных органов государств-участников ЕЭП и СНГ ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА А.Н. Голомолзин, заместитель руководителя ФАС России
2 Взаимодействие национальных а/м органов. Цель – эффективное пресечение нарушений. Инструменты: экстерриториальное применение национального а/м законодательства; механизмы взаимодействия, предусмотренные Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции от (с 1 января 2015 годы Договор о Евразийском экономическом союзе); Договор о проведении согласованной антимонопольной политики от Формы взаимодействия: уведомление; запрос о предоставлении информации; запрос и поручение о проведение отдельных процессуальных действий; обмен информацией; координация правоприменительной деятельности.
3 Взаимодействие национальных а/м органов Основа взаимодействия а/м органов стран-членов ЕЭП заложена более 20 лет назад в рамках Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП). МСАП – основная площадка для взаимодействия антимонопольных органов государств-участников СНГ. МСАП – создан в 1993 году в соответствии с Договором о проведении согласованной антимонопольной политики (новая редакция Договора от ).
4 Практическое взаимодействие а/м органов государств-участников СНГ Штаб - создан в 2006 году решением членов МСАП. Цель создания: проведение совместных исследований (расследований нарушений антимонопольного законодательства) на социально значимых и инфраструктурных рынках, успешное функционирование которых оказывает непосредственное влияние на благосостояние граждан СНГ и способствует интеграции государств Содружества.
5 Результаты главами правительств государств-участников СНГ одобрены доклады по результатам проведенных исследований и рекомендации по развитию конкуренции на рынках: пассажирских авиаперевозок (Кишинев, 2008 г.); Международной телефонной связи (Санкт-Петербург, 2010 г.); розничной торговли (Ялта, 2012 г.). Практическое взаимодействие а/м органов государств-участников СНГ В июне 2014 года Экономическим советом СНГ одобрен доклад «О состоянии конкуренции и ценообразовании на рынках нефти и нефтепродуктов». К рассмотрению главами правительства СНГ данный доклад будет представлен в ноябре 2014 года (г. Ашхабад). Заканчивается подготовка доклада по итогам масштабного исследования состояния конкуренции на рынках лекарственных средств; проводятся исследования рынка зерна, мониторинг цен на продукты питания.
6 Обеспечение условий конкуренции на рынке международной телефонной связи Основные результаты работы: Доклад о состоянии конкуренции на рынке международной телефонной связи между государствами -участниками СНГ, содержащий: международный опыт антимонопольного регулирования в телекоммуникационной сфере, в том числе опыт Комиссии ЕС по регулирования роуминга в странах ЕС; анализ нормативной правовой базы государств-участников СНГ, регулирующей отношения в телекоммуникационной сфере; анализ рынка международной телефонной связи государств- участников СНГ по сегментам телекоммуникационного рынка (фиксированная связь, сотовая связь, IP-телефония); рекомендации по развитию конкуренции на данных рынках.
7 В ходе проведения исследования выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства при формировании тарифов на услуги связи в роуминге. Антимонопольные органы Российской Федерации и Республики Казахстан в рамках национального законодательства провели соответствующие расследования и возбудили дела в отношении своих доминирующих операторов, которые были завершены в октябре 2010 года. Обеспечение условий конкуренции на рынке международной телефонной связи
Дело о роуминге 22 октября 2010 года ФАС России вынесено решение о злоупотреблении доминирующим положением в части: установления, поддержания монопольно высоких цен на услуги связи в роуминге на территории Российской Федерации и государств – участников СНГ; навязывания невыгодных условий договора вследствие неинформирования абонента о возможном изменении установленного договором порядка оплаты услуг. В ходе рассмотрения дела российские операторы дали предложения о снижении тарифов. «Большой тройке» выдано предписание: установить тарифы на услуги связи в роуминге на предложенном уровне; обеспечить SMS - информирование абонентов; внести изменения в публичные оферты. Наложенные штрафы в совокупности составили более 38 млн. руб.
Что изменилось за последние 3 года для абонентов? За последние 3 года российские операторы связи проводят активную работу со своими роуминговыми партнерами в странах СНГ, добиваясь снижения межоператорских тарифов, и снижают тарифы для абонентов. Тарифы на голосовые соединения снизились в 9 раз Тарифы на СМС снизились в 3 раза, Тарифы на передачу данных снизились в 44 раза.
Снижение абонентских тарифов в роуминге привело к соответственному росту объемов потребляемых услуг. Рост объемов услуг составил в среднем: по голосовым соединениям – в 2 раза, По СМС – сообщениям – в 1,44 раза, По передаче данных – в 10 раз Увеличилась лояльность потребителей: в 2010 каждый четвертый пользовался услугами роуминга, сейчас 2 из 3 потребителей пользуются роумингом. Что изменилось за последние 3 года для абонентов?
Международная рабочая группа по вопросам ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов и способов их функционирования создана в 2012 году по инициативе ФАС России и Федерального антимонопольного ведомства Австрии. В заседаниях принимали участие 20 стран. Цели: содействие формированию ценовых индексов, отражающих справедливую цену на нефть и нефтепродукты, сформированную в рыночных условиях, и обеспечение конкурентного ценообразования в рамках организованных форм торговли нефтью и нефтепродуктами Главные задачи: o Обмен опытом и подходами по применению антимонопольного законодательства на рынке нефти и нефтепродуктов; o Изучение вопросов ценообразования на нефть и нефтепродукты на национальных рынках, в том числе выявление взаимосвязи мировых цен на международном и национальных рынках; o Обмен опытом в сфере регулирования в рамках организованных форм торговли нефтью и нефтепродуктами. 11 Рабочая группа по нефти
Результаты: Важность институциональных преобразований на рынке нефтепродуктов (пример: IATA по авиатопливу) Необходимость усиливать международное сотрудничество (пример: IOSCO) Необходимость создания платформы, которая позволит обмениваться информацией по нефти и нефтепродуктам между конкурентными ведомствами и международными организациями: o Данные о ситуации и изменениях на рынке; o Описание (важнейших) дел о нарушении антимонопольного законодательства, крупные слияния и поглощения, анализы рынка; o Информация о методологии, правоприменении антимонопольного законодательства; o Другая информация. Положительный опыт СНГ по формированию биржевых и внебиржевых индексов в сравнении с зарубежными рынками Издана брошюра о результатах, задачах и стратегии развития Группы по нефти 12 Рабочая группа по нефти
13 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! FAS-book rus_fas