Глава 5. Технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава 5.1. Общая характеристика технико-эксплуатационных показателей (ТЭП) Эффективность общественного производства на автомобильном транспорте определяется прежде всего уровнем организации перевозок грузов и степенью использования подвижного состава, что характеризуется и оценивается следующими технико- экономическими показателями: -парк подвижного состава и его использование в работе; -парк подвижного состава и его использование в работе; -время работы подвижного состава на линии и его производительное использование; -грузоподъемность ПС и ее использование; -скорость движения ПС; -пробег ПС и степень производительного его использования; -время простоя ПС под погрузкой и разгрузкой; -расстояние перевозки груза и длина ездки. -расстояние перевозки груза и длина ездки.
Глава 5. Технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава 5.1. Общая характеристика технико-эксплуатационных показателей (ТЭП) Для оценки транспортного процесса применяются такие понятия, как ездка, длина ездки, пробег с грузом за ездку и расстояние перевозки 1 т груза. Уровень ТЭП не является постоянным и зависит от типа и грузоподъемности ПС; рода и характера перевозимых грузов; методов организации перевозок, ТО и ТР подвижного состава; условий работы ПС на линии; состояния дорог; природно-климатических условий, в которых выполняются перевозки; технической оснащенности АТП и других факторов. От уровня ТЭП зависит производительность ПС – выработка в тоннах и тонно-километрах.
Глава 5. Технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава Парк подвижного состава Парком подвижного состава или списочным парком называется общее количество автомобилей, тягачей, прицепов, полуприцепов, находящихся в распоряжении предприятия и числящихся на его балансе. Списочный парк Ас подвижного состава состоит из ходового парка Аэ, т.е. технически исправных единиц ПС, находящихся в ремонте Ар (ожидании ремонта, техническом обслуживании), единиц ПС, простаивающих в АТП по организационно-техническим причинам Ап: Ас =Аэ + Ар + Ап
Глава 5. Технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава Парк подвижного состава Списочный парк не остается постоянным по количеству и составу в течение планируемого периода в следствие списания, пополнения или частичной передачи его другим организациям. Поэтому рассчитывая среднесписочный парк, определяемый по типам и моделям на основании данных об изменении парка за данный период. При этом учитывается не только количественное изменение парка, но и сроки поступления или выбытия ПС из АТП. В соответствии с этим рассчитывают количество автомобиле-дней (прицепо-дней) нахождения на предприятии списочного парка. Автомобили-дни (АД) определяются произведением количества автомобилей на соответствующее количество дней нахождения их на АТП.
Глава 5. Технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава Парк подвижного состава Среднесписочное количество подвижного состава определяют: где Ас - количество автомобилей, числящихся на балансе АТП на начало периода; Дк – календарное количество дней в данном периоде; Ав – количество вновь поступивших единиц ПС за данный период; Дп – количество дней пребывания на АТП вновь поступившего ПС; Ав.п – количество выбывших (списанных или переданных) единиц ПС за данный период; Дв – количество дней пребывания на предприятии выбывших единиц ПС. Номинальная (паспортная) грузоподъемность единицы ПС – это максимально допустимое количество груза, которое может быть погружено при полном использовании вместимости кузова.
Глава 5. Технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава Парк подвижного состава Для оценки провозной способности парка подвижного состава по грузоподъемности пользуются средней грузоподъемностью q единицы ПС, которую определяют как средневзвешенную величину путем деления суммарной грузоподъемности на общее количество подвижного деления суммарной грузоподъемности на общее количество подвижного cостава Среднюю грузоподъемность единицы ПС парка, находящегося в эксплуатации, определяют с учетом количества автомобиле-дней нахождения в работе где Аэ – количество единиц ПС, находящихся в эксплуатации; Дэ – количество дней работы на линии; q – грузоподъемность единицы ПС, т.
Глава 5. Технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава Парк подвижного состава Провозная способность автомобилей, предназначенных для внутрихозяйственных нужд АТП, учитывается отдельно. Техническая готовность парка ПС к работе оценивается коэффициентом технической готовности αт показывающим, какая часть подвижного состава из списочного количества находятся в технически исправном состоянии, и может быть использована в работе. Плановый коэффициент технической готовности парка определяют цикловым методом. Цикл рассматривают как установленный нормативный пробег единицы ПС с начала эксплуатации до первого капитального ремонта или пробег между двумя последующими капитальными ремонтами. Нормативы пробега установлены по типам и моделям ПС в зависимости от условий эксплуатации. Цикл включает пробеги до капитального ремонта, второго и первого технического обслуживания.
Глава 5. Технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава Парк подвижного состава Нормативы пробега приведены в «Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», с учетом которых коэффициент технической готовности парка рассчитывают по моделям подвижного состава по формуле где – среднесуточный пробег единицы ПС, км; Дк.р – количество дней простоя ПС в капитальном ремонте; Lц – пробег ПС за цикл (межремонтный пробег до капитального ремонта), км; Дт.т – нормируемое время простоя ПС в техническом обслуживании и текущем ремонте в днях на 1000 км пробега.
Глава 5. Технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава Парк подвижного состава Сокращение времени простоя ПС в капитальном ремонте и техническом обслуживании повышает коэффициент технической готовности парка. Коэффициент технической готовности парка определяют по типам и моделям ПС раздельно. В целом по АТП этот показатель определяют как средневзвешенную величину : где Ас и αт – соответственно количество автомобилей и коэффициент технической готовности по типам и моделям подвижного состава. В передовых АТП = 0,8÷0,85.
Глава 5. Технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава Парк подвижного состава Использование списочного парка в работе оценивается коэффициентом выпуска подвижного состава на линию αв, определяемым отношением: за один рабочий день: за Дк дней работы: где АДэ – автомобиле-дни работы на линии; АДр – автомобиле-дни простоя в ремонте и ожидании ремонта; АДп – автомобиле-дни простоя по организационно-техническим причинам; АДк – календарное количество автомобиле-дней в данном периоде.
Глава 5. Технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава Парк подвижного состава Коэффициент выпуска ПС определяют по типам и моделям ПС раздельно. В передовых АТП αв = 0,75÷0,8. Фактическое время работы ПС на линии в часах может не совпадать по величине с запланированным временем работы. Поэтому при оценке работы ПС и определении степени его использования на линии во времени пользуются коэффициентом использования парка αи, рассчитываемым как отношение количества автомобиле-часов фактической работы на линии АТэ к автомобиле-часам, планируемым в зависимости от принятого режима работы подвижного состава на линии АТн: за один день работы: за период Д дней: Коэффициент использования парка ПС не планируют, но используют для выявления недостатков и причин срыва работы на ПС на линии. В передовых АТП αи = 0,65÷0,7.
Глава 5. Технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава Использование грузоподъемности и грузовместимости подвижного состава Грузоподъемность q является постоянной величиной для данного типа и модели и измеряется в тоннах. Грузовместимость ПС определяется размерами грузонесущей части (кузова, фургона, цистерны) и может быть при одной и той же грузоподъемности различной. Показатель удельной грузовместимости ω характеризуется величиной площади кузова F, приходящейся на одну тонну грузоподъемности ПС: В связи с разной плотностью груза вся номенклатура В связи с разной плотностью груза вся номенклатура грузов, перевозимых автотранспортом, распределена на 4 класса.Использование номинальной грузоподъемности единицы ПС грузов, перевозимых автотранспортом, распределена на 4 класса.Использование номинальной грузоподъемности единицы ПС характеризуется коэффициентом, использования грузоподъемности γ, который может быть определен по формуле: навалочные грузы:
Глава 5. Технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава Использование грузоподъемности и грузовместимости подвижного состава штучные грузы: где F – площадь платформы кузова автомобиля, м 2; h – допустимая погрузочная высота груза, т/м 3; q – грузоподъемность (номинальная) единицы ПС, т; вш – масса единицы груза, т; N – количество единиц груза в кузове. Использование грузоподъемности ПС при перевозке грузов оценивают коэффициентами статического и динамического использования грузоподъемности. Коэффициент статического использования грузоподъемности γс определяют отношением фактического количества перевезенного груза в тоннах Qф к возможному количеству груза при полном использовании номинальной грузоподъемности q ПС без учета расстояния перевозки:
Глава 5. Технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава Использование грузоподъемности и грузовместимости подвижного состава за z ездок Аэ единиц подвижного состава Коэффициент динамического использования грузоподъемности γд определяют отношением количества фактически выполненных тонно- километров Рф к количеству возможных тонно-километров Рн при условии полного использования грузоподъемности подвижного состава: за z ездок Аэ количества подвижного состава где lе.г – пробег с грузом за ездку, км.
Глава 5. Технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава Использование грузоподъемности и грузовместимости подвижного состава При работе автомобиля с прицепом коэффициент использования грузоподъемности определяют в зависимости от количества и рода перевозимого груза раздельно для автомобиля и прицепа (в случае перевозки грузов различной плотности), а затем определяют среднее значение коэффициента как средневзвешенную величину по суммарной грузоподъемности автопоезда qап = qа + qп: где γа и γп – соответственно коэффициенты использования грузоподъемности автомобиля и прицепа. Коэффициент динамического использования грузоподъемности может быть равным или отличаться от статического. Разница обуславливается различным расстоянием перевозки груза и степенью использования грузоподъемности автомобилей различных моделей.