Презентацию подготовил Александр Чопалавов 10 Б
Ле Корбюзье один из наиболее значимых архитекторов двадцатого века, теоретик архитектуры, художник, дизайнер. Достиг известности благодаря своим постройкам, всегда оригинальным. Ле Карбюзье
Ле Корбюзье (настоящее имя – Шарль Эдуар Жаннере-Гри) родился в городе Ла-Шо-де-Фон в Швейцарии 6 октября 1887, в семье, где традиционным было ремесло часовщика- эмальера. В 13 лет он поступил в Школу искусств в Ла-Шо-де- Фоне, где учился декоративно- прикладному искусству у преподавателя Шарля Леплатенье. Свой первый архитектурный проект Э.Жаннере предпринял в неполных 18 лет, с помощью профессионального архитектора. Это был жилой дом для гравёра Луи Фалле, члена совета Школы искусств. Вилла Фалле, Ла Шо-де-Фон, Швейцария, 1905 год
Около полугода Э.Жаннере находился в Вене, где был занят новыми двумя проектами жилых домов для Ла-Шо-де-Фона, изучал архитектуру венского сецессионата, встречался с художниками и архитекторами этого города. Возвратившись на родину, Э.Жаннере стал работать преподавателем в Школе искусств, той самой, где учился. В 1914 году открыл свою первую архитектурную мастерскую. В Шо-де-Фон им спроектировано несколько зданий, в основном это жилые дома, в частности, построенная для родителей. Вилла Жаннере-Перре, Ла-Шо-де-Фон, Швейцария, 1912 год
Заказ местного часового магната вилла Швоб ( гг.), по словам самого Ле Корбюзье, была первым проектом, в котором он почувствовал себя архитектором в полной мере. В этот же период Э.Жаннере создал и запатентовал весьма существенный для его творческой биографии проект Дом-Ино (1914 год). В нём предугаданы возможности строительства из крупноразмерных сборных элементов, что по тем временам было новаторским шагом. Концепцию Дом-Ино Корбюзье реализовал позже во многих своих постройках. В начале 1917 года Э.Жаннере покидает Ла Шо-де-Фон и Швейцарию, чтобы обосноваться в Париже насовсем. Вилла Швоб (Вилла Турку), Ла Шо-де-Фон, Швейцария, 1916 год
По приезде в Париж Эд. Жаннере работает архитектором-консультантом в «Обществе по применению армированного бетона» Макса Дюбуа. За время работы в нём (апрель 1917 январь 1919), он выполнил довольно много проектов, в основном технических сооружений, водонапорная башня в Поденсаке (Жиронда), арсенал в Тулузе, электростанция на реке Вьен и другие. Работая в упомянутом обществе, Эд. Жаннере закладывает фабрику по производству строительных изделий в Альфортвиль и становится её директором. Преподаёт также рисование в детской художественной студии.
В 1922 году Эд. Жаннере открывает своё архитектурное бюро в Париже, в сотрудники он берёт своего двоюродного брата Пьера Жаннере, который становится его постоянным компаньоном. В 1924 году они арендуют под офис крыло старого парижского монастыря. В этой импровизированной мастерской создано большинство проектов Корбюзье, здесь работала группа его помощников и сотрудников. В 20-е годы Ле Корбюзье спроектировал и построил несколько богатых вилл, создавших ему имя. Главные из них вилла Ла Роша/Жаннере (1924), вилла Штейн в Гарш (Вокресон, 1927) и вилла Савой в Пуасси (1929). вилла Штейн в Гарш
«План Вуазен» (1925) развитое предложение по радикальной реконструкции Парижа. Им предусматривалось строительство нового делового центра Парижа на полностью расчищенной территории; для этого предлагалось снести 240 гектаров старой городской застройки. Восемнадцать одинаковых небоскрёбов-офисов в 50 этажей каждый располагались по плану свободно. Высотные здания дополняли горизонтальные структуры у их подножия. Застраиваемая площадь составляла при этом всего 5 %, а остальные 95 % территории отводились под магистрали, парки и пешеходные зоны. «План Вуазен» широко обсуждался во французской прессе и стал своего рода сенсацией. План вуазен
Этот городок, состоящий из 50-ти двух-трёхэтажных жилых домов, был одним из первых опытов строительства домов сериями во Франции. Здесь применены четыре типа здания, различные по конфигурации и планировке ленточные дома, отдельно стоящие и блокированные. «Современные дома Фруже» В 1924 году по заказу промышленника Анри Фрюже в пригороде Пессак под Бордо был возведен по проекту Корбюзье городок «Современные дома Фруже».
К началу 1930-х годов имя Ле Корбюзье становится широко известным, к нему начинают поступать крупные заказы. Один из первых таких заказов Дом Армии спасения в Париже ( ). В 1928 году Корбюзье участвует в конкурсе на здание Дома Центросоюза в Москве, которое затем и было построено ( ). Корбюзье был женат на Ивон Гали, из Монако, с которой познакомился в Париже в 1922 году, официально брак был оформлен в 1930-м. В том же году Корбюзье принял французское гражданство. Дом Центросоюза в Москве
Архитектурным открытием был и построенный в годах Швейцарский павильон в Париже общежитие швейцарских студентов на территории Интернационального студенческого городка. Его оригинальность в новизне композиции, наиболее неожиданным моментом которой были открытые опоры-колонны первого этажа, необычные по форме, эффектно сдвинутые к продольной оси здания. Сразу после завершения строительных работ Швейцарский павильон привлек внимание критики и прессы, заставил говорить о себе. В послевоенные годы на одной из стен библиотечного холла Корбюзье создал большую настенную роспись в абстрактно-символическом ключе. Швейцарский павильон в Париже
В 1940 году мастерская Корбюзье была закрыта, а сам он с женой перебирается на ферму вдали от Парижа. В 1942 году Корбюзье совершил официальную поездку в Алжир, в связи с градостроительным проектом города Алжир. Вернувшись в том же году в Париж, ввиду отсутствия заказов, он занимался теорией, рисовал, писал книги. К этому времени относится начало систематической разработки «Модулора» изобретённой Ле Корбюзье системы гармонических пропорций, которую он применил в первых же больших послевоенных проектах. В Париже им было основано научно-исследовательское общество «Ascoral» (Ассамблея строителей ради обновления архитектуры), в котором он и председательствовал.
После освобождения во Франции начались восстановительные работы и Корбюзье был приглашен властями для участия в них, как проектировщик-градостроитель. Им были выполнены, в частности, планы реконструкции городов Сен-Дьё (1945) и Ла- Рошель (1946). В этих проектах впервые появляется так называемая «жилая единица» Ле Корбюзье прообраз будущего Марсельского Блока. В этих, как и в других градостроительных проектах, осуществляемых в то время, последовательно проводится идея «зелёного города» («Лучезарного города»). Проект «Лучезарный город»
В Сен-Дьё по заказу Дюваля Ле Корбюзье возводит здание мануфактуры Клод и Дюваль ( ) четырёхэтажный блок с производственными и офисными помещениями и сплошным остеклением фасадов. В мануфактуре Дюваль были применены так называемые солнцерезы изобретённые Корбюзье особые навесные конструкции, защищающие остеклённый фасад от прямых солнечных лучей. С этого момента они становятся своеобразным фирменным знаком построек Корбюзье, где они выполняют одновременно и служебную и декоративную роль. здание мануфактуры Клод и Дюваль
Построенные в эти годы здания вновь заставляют говорить о нём. Прежде всего это Марсельский блок ( ) многоквартирный жилой дом в Марселе, расположенный особняком на просторном озеленённом участке (Изначально Марсельский блок был задуман как экспериментальное жилище с идеей коллективного проживания). Корбюзье использовал в этом проекте стандартизированные квартиры «дуплекс» с лоджиями, выходящими на обе стороны дома. Марсельский блок ( )
В 1950 году по приглашению индийских властей штата Пенджаб Корбюзье приступил к осуществлению самого масштабного проекта своей жизни проекта новой столицы штата, города Чандигарх. Город, включающий административный центр, жилые кварталы со всей инфраструктурой, школы, гостиницы и др., строился в течение примерно десяти лет ( ). Сотрудничали с Ле Корбюзье в проектировании Чандигарха архитекторы из Англии, супруги Максвелл Фрай и Джейн Дрю, а также Пьер Жаннере, три главных архитектора, которые осуществляли надзор за строительством. Чандигарх
Постройки, спроектированные непосредственно самим Корбюзье, относятся к Капитолию, административному центру города. Это здания Секретариата, Дворца Правосудия и Ассамблеи. Каждое из них отличается яркой характерностью образа, мощной монументальностью и представляет собой новое слово в архитектуре. Как и в Марсельском блоке, для наружной отделки в них применена особая технология обработки бетонной поверхности, так называемый «béton brut» (необработанный бетон). Эта техника, ставшая особенностью новой стилистики Ле Корбюзье, была подхвачена позже многими архитекторами Европы и стран других регионов. Секретариат в Индии
50-60-е годы время окончательного признания Ле Корбюзье. Он увенчан лаврами, засыпан заказами, каждый его проект реализуется. В это время построен ряд зданий, закрепивших его славу европейского архитектора-авангардиста 1. Главные из них капелла Роншан (1955, Франция), Бразильский павильон в студенческом городке в Париже, комплекс монастыря Ля Туретт ( ), здание Музея западного искусства в Токио (1959). Здания, очень разные по своему архитектурному образу, пластическому решению, объединяет одно это все оригинальные, новаторские для своего времени произведения архитектуры. капелла Роншан
Одна из последних крупных работ Корбюзье построенный в США культурный центр Гарвардского университета, Карпентер-центр визуальных искусств ( ). В этом сооружении, в его броских непривычных формах, воплотился весь многообразный опыт Корбюзье последнего периода. Это практически его единственная постройка на территории Северной Америки. Карпентер-центр визуальных искусств
Корбюзье скончался в возрасте 77 лет, на мысе Кап-Мартин, у Средиземного моря, где он жил в своем летнем домике Le Cabanon. Это резиденция, служившая ему долгое время местом отдыха и работы, представляет собой своеобразный образец минимального жилища по Корбюзье. Le Cabanon