Мир через культуру « Комплексное изучение экосистемы соснового бора » Секция «Мир всему живущему» Работа ученицы 11 класса МОУ « Ючкинская СОШ» Шустиковой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Определение стадии рекреационной дигрессии лесного сообщества Закладка и разбивка пробной площадки. Закладка и разбивка пробной площадки. Для проведения.
Advertisements

Оценка запасов лекарственного сырья в некоторых кварталах ГУ РМЭ «Алексеевское лесничество» Исполнитель: Мичукова Мария, 9 кл., Волжский детский экологический.
Автор: Черемных Валерия Руководители: Игнатьева Е.С.учитель биологии МОУ СОШ 29.
Исследование рекреационных нагрузок в лесах, предназначенных для отдыха населения МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЛЕСА Кафедра лесоустройства и.
Вторая малая научная экспедиция в Карелию, август 2007 года. Географическое общество гимназии 2 «Квантор» «Робинзоны во Вселенной» г.о. Коломна Московская.
Геоботаника Читает лекцию Реут Анастасия Александровна.
VII Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» Номинация 1 Название проекта: «Изучение экологического состояния.
«Комплексное изучение биогеоциноза в местности Сааган – Хуушун и проведение профилактических мероприятий с целью его дальнейшего восстановления».
Моу дод дэбц г.Ростов-на -Дону Оценка состояния древесных растений, произрастающих в условиях городской среды,(на примере сквера «Мира». Исполнитель: Степанцова.
Андриянова В.С. Балаклейская Т.Н. Гапонова Е.Г. Гладких Д.В. Мызник Т.М. Кузакова И.В. Шарлай Е.Г. Фанина Н.Н.
Экологический проект Номинация Флора «Изучение территории и выявления редкого вида, занесенного в Красную книгу Ульяновской области Автор: Кукушкина Елена.
Геоэкологическая ситуация леса окрестности с. Кетово Выполнила: ученица 8 «в» класса Брылёва Елизавета Руководитель: Брылёва Л. М.
Смешанный лес. Смешанные леса вместе с тайгой и широколиственными лесами составляют лесную зону. Древостой смешанного леса образуют деревья различных.
Выполнили Учащиеся 10 класса МОБУ СОШ 6 Березина Софья Полукарова Валерия Руководитель Учитель химии-биологии Кондратьева И.В год.
Н АУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Портфолио» Влияние абиотических факторов среды на лесотундровые растения Авторы: Генералова Екатерина Игоревна, ученица.
Экологическая оценка состояния парка Усадьба Кузнецова Выполнила:Большакова Ольга Ученица 9-а класса Научный руководитель: Ведехина Наталья Алексеевна.
ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ РЕДКИХ ВИДОВ РАСТЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ.
Автор: Бородинский Илья Павлович, учащийся 8 класса Руководитель: Смирнова Татьяна Валерьевна учитель биологии Муниципальное общеобразовательное учреждение.
Исследовательская работа: «Оценка загрязнения воздуха методом лихеноиндикации» МОБУ ТАЛАКАНСКАЯ СОШ 5.
Мониторинг популяции венерина башмачка настоящего в окрестностях озера Чун Кузнецов Илья 9 класс МОУ «Бекетовская средняя общеобразовательная школа» Вожегодский.
Транксрипт:

Мир через культуру « Комплексное изучение экосистемы соснового бора » Секция «Мир всему живущему» Работа ученицы 11 класса МОУ « Ючкинская СОШ» Шустиковой Надежды

Тема исследования: Комплексное изучение экосистемы соснового бора. Объект: Сосновый бор на территории Ючкинского поселения Вожегодского муниципального района. Цель работы: Комплексное исследование экосистемы соснового бора с целью его сохранения.

Основные задачи : 1. Обследовать территорию соснового бора. 2. Описать флористический состав, растительность по ярусам, выявить редкие виды растений. 3. Изучить условия самовозобновления и устойчивости соснового фитоценоза, оценить жизнеспособное состояние доминантных видов растений. 4. Выяснить мнение жителей поселка о необходимости охраны соснового бора. 5. Определить степень негативного антропогенного воздействия на экосистему соснового бора, предложить меры по её охране.

М е т о д ы и с с л е д о в а н и й Популяционный – для определения устойчивости фитоценоза леса. Метод пробных площадок при описании видового состава, определении проективного покрытия травяного яруса Сравнительный – при характеристике показателей состояния древостоя, определении степени проективного покрытия, определении степени деградации экосистемы. Социологический опрос населения с целью выяснения мнения жителей поселка о необходимости определения мер по охране соснового бора.

Результаты исследования экосистемы соснового бора Географическое положение: п.Ючка, Ючкинского поселения Вожегодского муниципального района в 100 м к юго-востоку от МОУ «Ючкинская СОШ». Площадь кв. м. Протяженность с севера на юг 120 м, с запада на восток 128 м. Земельные угодья - собственность Нижнеслободского лесничества, квартал -59, выдел -7. Характер рельефа: равнина, коренной берег долины реки Кубены. Почвы: дерново- подзолистые на морене, уровень грунтовых вод 1,5 -2 м, на склоне - выход грунтовых вод на поверхность (ключ).

Результаты исследования экосистемы соснового бора Описание растительности на территории соснового бора Условия произрастания растительности. Лесной опад незначительный. Почва уплотнена. Количество гумуса в почве незначительно. Лесная подстилка с остатками веток, хвоёй, шишками, семенами, корой деревьев. Степень увлажнения нормальная. Суточный и сезонный перепад температур выше на участке с изреженной растительностью.

Результаты исследования экосистемы соснового бора Описание растительности на территории соснового бора Общая характеристика растительности. 1. Тип растительности : лес. 2. Класс формации: сосновый лес 3. Формация: сосняк разнотравный 4. Ассоциация: сосняк травяно-зеленомошный 5. Видовой состав растительности разнообразный. 6. Распределение видов по ярусам: а) древесный – 5; б) в составе подроста - 4; в) кустарниковый ярус- 3 г) травяно-кустарничковый- более 30 д) мохово-лишайниковый – 8 7. Главная лесообразующая порода – сосна. В значительном количестве произрастает ель, редко береза, единично осина.

Результаты исследования экосистемы соснового бора Характеристика растительности по ярусам. Древесный ярус. Древостой Видовой состав Сосна обыкновенная, Ель европейская, Береза бородавчатая, Тополь дрожащий (осина) Формула древостоя 7С 3 Е+Б Общая сомкнутость крон 40% Средняя высота 26 м Средний возраст лет (сосна ) Класс 7 Бонитет 2 Диаметр стволов (средний) Порода: Сосна - 43,66 см, Ель - 25,75 см Береза - 35,61 см Сухостой Сосна – 23 Ель – 4 Береза – 4 Повреждения фитофагами 20% (ель, сосна) Поражение наствольными грибами Незначительно на березе

Результаты исследования экосистемы соснового бора Всходы Число всходов значительно на изреженных участках леса в условиях хорошей освещенности. На затененных участках всходов сосны мало. Часть всходов гибнет в результате антропогенного воздействия. Подрост В подросте на пробной площадке 10*10 м. обнаружено: сосна - 7, ель -1, береза - 2, рябина - 2. Таким образом, на хорошо освещенных участках происходит самовозобновление соснового леса, на затененных увеличивается количество елей.

Результаты исследования экосистемы соснового бора Кустарниковый ярус. Представлен тремя видами. Наиболее распространенный - шиповник коричный. На открытых местах встречается малина обыкновенная, под пологом леса - волчеягодник. Кустарники произрастают единично, ближе к склону реки шиповник и малина образуют заросли. Травяно-кустарничковый ярус. Представлен значительным количеством видов. В различных участках видовой состав неоднороден. Степень проективного покрытия зависит от условий освещённости и увлажнения и составляет 30 – 50%, обилие лесных видов 1 – 6 баллов.

Наиболее распространённым типично лесным видом является майник двулистный. Изучение структуры популяций майника двулистного, анализ возрастных групп свидетельствует об устойчивости вида в фитоценозе леса. Результаты исследования экосистемы соснового бора площадки Общая численность Прегенеративные особи на 1 кв. м. Генеративные особи на 1 кв. м

Результаты исследования экосистемы соснового бора При определении видового состава растений обнаружен редкий вид - княжик сибирский. Выявлены две популяции: с белыми цветками – 25 растений, с фиолетовыми цветками -17 растений.

Мохово – лишайниковый ярус. Преобладают зелёные мхи, не образующие сплошного покрова. Развитию мхов препятствует интенсивное разрастание трав. Виды: плеврозиум шребери, дикранум метловидный, кукушкин лен, гилокомиум. Результаты исследования экосистемы соснового бора Лишайники располагаются в нижней части стволов на высоте 4 – 5 метров. Виды: кладонии, пармелии, уснея.

Сильные ветры – вывал сухостоя, обламывание сучьев. Перепады температур- трещины на деревьях. Уплотнение почвы – обнажения корней, нарушение почвенного покрова, гибель травянистых растений. Повреждение фитофагами, нарушение почвенного покрова –причина появления сухостоя (10%) Результаты влияния экологических факторов на экосистему

Результаты антропогенного воздействия Изреженность растительного покрова. Наличие заносных видов растений. Повреждения древостоя, подроста, всходов, вытаптывание растений. Кострище. Наличие бытового мусора. Деградация экосистемы составляет 1 балл ( по шкале 0 – 5 баллов)

Результаты эколого – социологического опроса населения с целью выяснения мнения жителей посёлка о необходимости определения мер по охране соснового бора.

Выводы 1. Экосистема соснового бора находится под воздействием различных факторов, в том числе антропогенных. 2. Наблюдается видовое разнообразие растений, расположенных по ярусам. Лесообразующая порода – сосна обыкновенная. Редкий вид -1 ( княжик сибирский). 3. Распространение доминантных типично лесных видов, подроста, всходов свидетельствует об устойчивости фитоценоза леса и средней степени возобновления древостоя. 4. Наличие заносных видов, уплотнение почвы, повреждения растений, кострище, бытовой мусор –результат антропогенного воздействия. 5. Сосновый бор, как экосистема, требует охраны.

Рекомендации по охране данной территории 1. Членам школьного лесничества провести разъяснительную работу среди местного населения и школьников о правилах поведения на его территории. 2. Организовать регулярную санитарную чистку территории. 3. В связи с рекреационным значением соснового бора провести необходимое обустройство мест отдыха на данной территории. 4. Запретить проезд автотранспорта, установить соответствующий дорожный знак. 5. Проблемы сохранения экосистемы соснового бора на территории Ючкинского поселения предложить рассмотреть совместно с членами администрации поселения и лесхозом.