Программа: « П ерспективная Н ачальная Н ачальная Ш кола» Ш кола» Урок: НАШ МИР 3 класс, 3 четверть Задачи урока: Ознакомление учащихся с процессом почвообразования; Ознакомление учащихся с процессом почвообразования; формирование понятий: формирование понятий: - Почва как единство живой и неживой природы; - Цепи питания; - Формирование общеучебных умений и навыков – работа с оглавлением учебника, учебными текстами, осознанное чтение вслух и про себя, умение работать в группе.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО … 1. НЕ ТОЛЬКО ГОРЫ, НО И РАВНИНЫ, ДНО ВОДОЕМОВ СЛОЖЕНЫ ИЗ ГОРНЫХ ПОРОД? 2. ГОРНЫЕ ПОРОДЫ НЕ ВСЕГДА ТВЁРДЫЕ, БЫВАЮТ ЖИДКИЕ И ГАЗООБРАЗНЫЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ?
ПРАВДА ЛИ, ЧТО … 3. ГРАНИТ – ОСАДОЧНАЯ ГОРНАЯ ПОРОДА? 4. БАЗАЛЬТ – МАГМАТИЧЕСКАЯ ГОРНАЯ ПОРОДА, А КАМЕННЫЙ УГОЛЬ – ОСАДОЧНАЯ ГОРНАЯ ПОРОДА
5. В СОСТАВ ГРАНИТА ВХОДИТ ТРИ МИНЕРАЛА? 6. ТОРФ ОБРАЗОВАЛСЯ ИЗ РАКОВИН МОРСКИХ ЖИВОТНЫХ? 7. НЕФТЬ, КАМЕННЫЙ УГОЛЬ, ПРИРОДНЫЙ ГАЗ – ЭТО ГОРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ? ПРАВДА ЛИ, ЧТО …
8. МРАМОР, ПЕСОК, ГРАНИТ ОТНОСЯТСЯ К СТРОИТЕЛЬНЫМ ПОЛЕЗНЫМ ИСКОПАЕМЫМ? 9. ИЗ РУД ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ ЧЕЛОВЕК ВЫПЛАВЛЯЕТ ЖЕЛЕЗО, ЧУГУН, А ИЗ РУД ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ – АЛЛЮМИНИЙ, МЕДЬ? 10. ЗАПАСЫ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ НА ЗЕМЛЕ НЕОГРАНИЧЕННЫ? ПРАВДА ЛИ, ЧТО …
ПОЧВА – ЭТО САМЫЙ ВЕРХНИЙ СЛОЙ ЗЕМЛИ, НА КОТОРОМ РАСТУТ РАСТЕНИЯ
ОСНОВА ОБРАЗОВАНИЯ ПОЧВЫ – ГОРНЫЕ ПОРОДЫ ЗЕМЛИ. НЕТ ГОРНЫХ ПОРОД – НЕТ ПОЧВЫ
ОБРАЗОВАНИЕ ПОЧВЫ ИДЕТ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАЗРУШЕНИЯ ГОРНЫХ ПОРОД (ВЫВЕТРИВАНИЯ) ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ ПРИРОДЫ – СОЛНЕЧНОГО ТЕПЛА, ВОДЫ, ВОЗДУХА, ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. НЕТ ВОДЫ И ВОЗДУХА – НЕ БУДЕТ ПОЧВЫ, НЕТ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ – НЕ БУДЕТ ПОЧВЫ
ОБРАЗОВАНИЕ ПОЧВЫ – ПРОЦЕСС ОЧЕНЬ ДЛИТЕЛЬНЫЙ
ПОЧВА – ЧАСТЬ ПРИРОДЫ, В КОТОРОЙ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ЕДИНСТВО ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ В ПОЧВЕ ВОЕДИНО СВЯЗАНА ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
ТАКИХ ЦЕПЕЙ ПИТАНИЯ, СВЯЗЫВАЮЩИХ ОБИТАТЕЛЕЙ ОЧЕНЬ МНОГО. ПЕРВОЕ ЗВЕНО – ВСЕГДА РАСТЕНИЕ ВТОРОЕ ЗВЕНО – РАСТИТЕЛЬНОЕДНЫЕ ЖИВОТНЫЕ ТРЕТЬЕ ЗВЕНО – ХИЩНЫЕ ИЛИ ВСЕЯДНЫЕ ЖИВОТНЫЕ
ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЯ 11, 12 В Тетради для самостоятельной работы.
1 вариант – «Чудесный гастроном» 2 вариант - «Какую пользу приносит почве крот?»