Тема 5. Политические и правовые учения в период кризиса феодализма (XVIII в.) Лекция 2 Цель занятия: Время: 2 часа Вопросы занятия 1. Политические и правовые.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« История политических и правовых учений» Тема 3. Политические и правовые учения феодализма Практическое занятие 1 Цель занятия: Время: 2 часа План занятия.
Advertisements

Восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства и права.
" Ф РАНЦУЗСКИЕ ФИЛОСОФЫ" Подготовила Крамаренко София.
МОРАЛЬ 9 класс. Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву, характер) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,
Автор: Остапчук Кристина Владимировна, 11 класс Руководитель: Остапчук Ирина Валентиновна, зам. дир. по воспитательной работе Муниципальное общеобразовательное.
Древний мир Восток: Будда, Конфуций, Заратустра Однозначно доминирует отраженная в мифах положительная оценка уравнительности и отрицание неравенства.
Великие просветители Европы. Просвещение – эпоха (XVIII в.), когда научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, вышло за пределы университетов.
ГОСУДАРСТВО. ПЛАН: 1.Теории происхождения государства. 2.Понятие «государство». 3.Признаки государства 4.Функции государства 5.Формы государства. 6. Гражданство.
Урок-презентация по курсу: «Новая история 7 класс» Выполнила Есина А.В. учитель истории и обществознания МОУ Краснопоймская СОШ Луховицкий район Московская.
Философские и общественные науки в Средние века, Новое и Новейшее время.
Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Периодизация и особенности философии Средних веков В истории философии Средних веков выделяют два основных.
Эпоха Просвещения Просвещенный абсолютизм. Вольтер Франсуа Мари Аруэ 1694 – 1778 французский философ, романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения,
Идея гражданского общества прослеживается в трудах мыслителей Древней Греции и Рима, когда появилось понятие общества как совокупности граждан. Социально-философские.
Тема: «Гражданское общество». ПЛАН 1. История возникновения гражданского общества. 2. Признаки гражданского общества. 3. Структура и функции гражданского.
Русская идея в XVIIIвеке Основные тенденции развития российской общественной мысли.
Конституции Республики Казахстан 1995 г.. Что же такое КОНСТИТУЦИЯ? Конституция – это основной закон государства, регулирующий основы конституционного.
Теории происхождения государства Левиафа́н (ивр. ливьята́н) «скрученный, свитый») чудовищный морской змей, упоминаемый в Ветхом Завете, иногда отождествляемый.
Основные идеи просветителей. Дж. Локк ( ) Стоял у истоков Просвещения. Выступал за конституционную, ограниченную монархию.
ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА. Правовое государство – форма организации государственной власти, которая наиболее полно обеспечивает права и свободы человека,
ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ПРИЗНАКИ ФУНКЦИИ ФОРМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЕ.
Транксрипт:

Тема 5. Политические и правовые учения в период кризиса феодализма (XVIII в.) Лекция 2 Цель занятия: Время: 2 часа Вопросы занятия 1. Политические и правовые учения (XVIII в.) и их классификация 2. Фома Аквинский и Марсилия Падуанского о государстве и праве 3. Средневековые ереси 4. Политические и правовые мысли Арабского Востока 5. Политическая концепция Философия «Москва третий Рим»

Тема 5. Политические и правовые учения в период кризиса феодализма (XVIII в.) ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Средневековые ереси. Тринитарные споры. Движение катаров. Бюргерское крыло ересей: М. Падуанский, Ян Гус. Плебейское крыло ересей: лолларды, Ян Жижка. Политико-правовые взгляды Ф. Аквинского. Томизм и неотомизм. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ Политико-правовое учение Николо Макиавелли. Понятие государство, государственная власть. Политико-правовые воззрения М. Лютера, Т. Мюнцера, Ж. Кальвина. Учение Ж. Бодена о суверенитете государства ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИДЕЙ СОЦИАЛИЗМА И ТЕОРИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ XVI XVIII ВВ. Политические и правовые идеи социализма. Т. Мор и Т. Кампанелла виднейшие представители утопического социализма. Политико-правовые учения в Голландии. Гуго Гроций автор доктрины естественного и международного права. Б. Спиноза один из основателей теории естественного права. Политико- правовые взгляды Т. Гоббса. Дж. Локк родоначальник раннебуржуазного либерализма. Теория общественного договора и естественного права в изложении Т. Гоббса и Дж. Локка.

Фома Аквинский различал три разновидности права: вечное, естественное и человеческое. Вечное право это совокупность принципов Божественного руководства миропорядком. Естественное право вытекает из законов вечного права и распространяется на всех живых существ, включая человека. Оно предписывает чтить Бога и осуществлять его волю в земных делах. Человеческое право изменчиво, на нем лежит печать случайного и преходящего. Оно зависит от природы конкретного государства, характера правления и множества других частных факторов. Учение Фомы Аквинского с XIV в. является официальной доктриной римско- католической церкви, а сам он причислен к лику ее святых. Аквинский Фома ( гг.) крупнейший средневековый мыслитель-теолог. Главный труд Фомы Аквинского «Сумма теологии» содержит, наряду с разнообразной философской проблематикой, учение о праве и государстве. В отличие от Аристотеля, считавшего государство естественной формой человеческого общежития, Фома Аквинский видел в государстве создание человеческого гения, подобие произведения искусства. Процесс управления государством аналогичен тому, как Бог правит миром, а душа руководит телом. Главной объединяющей силой, без которой государство распалось бы, является воля правителя. Начало, консолидирующее все усилия государства, должно быть единым. Поэтому наилучшей формой правления является монархия. Поскольку власть монарха производна oт Божественной власти, монархия высший тип государства.

Средневековые ереси Монополия христианской церкви на идеологию, политику, а впоследствии и на право, установившаяся после признания христианства в качестве официальной религии, не могла не подвергнуться критике. Жесткий контроль официальной церкви над духовной жизнью общества, превращение ее в крупного собственника, освящение самых жестких форм эксплуатации все это приводило к протесту, который в условиях того времени облекался в религиозную оболочку. Течения в христианской церкви, отступавшие от официально одобренных догматов, получили название «ереси» (в переводе с греческого «учение»). Первые ереси возникли на почве так называемых тринитарных споров, т.е. полемики по вопросу об истолковании догмата о троичности божества. Официальная церковь защищала краеугольный догмат христианской веры о Святой троице (отец, сын и дух Святой суть «то же самое» триединое Божество), а ее оппоненты доказывали, что Бог-сын, т.е. Иисус Христос, не может быть равен Богу-отцу, а лишь «подобен» ему (ариане), причем некоторые из еретиков видели в Христе только человеческую природу (несториане). В политическом плане первые ереси хотя иногда и смыкались с широкими народными движениями (донатизм), но чаще отражали пассивный социальный протест, этнические противоречия и сепаратистские устремления отдельных провинций Восточной префектуры. Второй значительный всплеск еретических учений связан с подъемом ремесла и торговли в городах Западной и Южной Европы в XIXIII вв., с обострением социальных противоречий и идеологической борьбы. В западных областях Болгарии (ныне Босния) возникает движение богомилов («богомольцев»), в Ломбардии, на севере Италии, появляются патарены, в Лионе, на юге Франции, тиссераны («ткачи») и вальденсы (последователи Пьера Вальдо, богатого купца, раздавшего свое имущество беднякам), а в Лангедоке, тоже на юге Франции, альбигойцы. В историю все эти ереси вошли под общим названием «катары» («чистые»).

Политико-правовое учение Марсилия Падуанского. Идеология растущего бюргерства, поддерживавшего централизованную власть в форме сословно-представительной монархии, получила выражение в учении Марсилия Падуанского. В своем труде «Защитник мира» (1324 г.) М. Падуанский выступал против притязаний духовенства на светскую власть, указывая, что католическая церковь виновница феодальной раздробленности и ее вмешательство в дела императоров ведут к междоусобным войнам. Для создания условий развития торговли и ремесла М. Падуанский требовал создания сильной централизованной власти, независимой от церкви. С этой целью он делил законы на юридические, регламентирующие поведение людей, и религиозные, не имеющие отношения к земной жизни. По учению М. Падуанского церковь не имеет права вмешиваться в дела светской власти. Он призывал передать всю полноту власти сословному собранию, которое издавало бы законы и избирало императора. Это учение, обосновывавшее образование сословно-представительных монархий и ликвидацию феодальной раздробленности, было в то время прогрессивным, так как преодоление феодальной раздробленности создавало благоприятные условия для развития производительных сил. Марсилий Падуанский различает законодательную и исполнительную власть. Законодательные полномочия должны принадлежать народу, т.е. гражданам или их важнейшей части, законы должны выражать общее благо. Действия правительства (исполнительной власти) должны соответствовать законам. Что касается формы государства, в этом вопросе Марсилий Падуанский склонялся к наследственной монархии. Марсилий Падуанский, в отличие от Фомы Аквинского, отрицает правомерность инквизиции. Еретиков, по Марсилию Падуанскому, нужно не убивать, а изгонять (и делать это должно государство, а не церковь). Марсилий Падуанский подчеркивает, что римский папа не обладает светской властью, а Евангелие не закон, а религиозное поучение. Марсилий Падуанский доходит до того, что требует народных выборов священнослужителей, вплоть до римского папы.

Политические и правовые мысли Арабского Востока Шиитское направление. Начало формироваться в VII в. Они обосновывали государственную власть (имамат) сугубо религиозно. Установление имамата – право Аллаха, а не обязанность общины. Имамат – высшее правление добра, мудрости Аллаха. Это установленный божественный закон. Шииты суверенитет только у Аллаха, и от его имени всеми делами мусульман единолично руководит имам, который подчиняется только шариату, а не зависит от общины. Суннитское направление. Сунна – источник права, который содержит предания о поступках и изречениях Мухаммеда – совокупность кадиссов, признанных достоверными. Они признают наряду с Кораном и Сунну. Верховная власть в халифате принадлежит Аллаху, и мусульманское государство строится на основе поручения данного им общине. В общине высшая власть на земле ее и осуществляется. Община обладает полным суверенитетом, являясь отражением суверенитета Аллаха. Он проявляется в полномочиях своего правителя, который вершит дела общины от имени общины, которая не уступает халифу своих прав, а только доверяет ему руководить. В осуществлении полномочий халифа его нормотворческая деятельность связана волей Аллаха, которая выражена в мусульманском праве община вправе законодательствовать лишь по вопросам, не урегулированным в Коране и Сунне.

Политическая концепция Филофея «Москва третий Рим» Роль, сыгранная Москвой в изгнании татаро-монголов, усилила стремление русских земель к объединению вокруг нее. Москва – центр освободительной борьбы – становится силой, обеспечивающей объединение этих земель в единое государство. Однако в связи с этим встала сложная внутриполитическая проблема – преодоления сопротивления «княжат» и набравшего в условиях раздробленности силу боярства. Кроме того, двойной гнет, легший на закрепощенное крестьянство (татаро-монгольский и княжеско-боярский), не ослаб – то, что шло захватчикам, стало достоянием собственных поработителей. Усиление власти великих князей московских, успехи политики объединения русских земель и борьбы против считавших себя наследниками Золотой Орды казанских ханов отразились в принятии Иваном III титула «самодержец Всея Руси», а затем присоединении и титула «государь Всея Руси», власть которого имеет божественное происхождение – «поставление имеем от бога». Столь очевидное признание решительно возросшей роли Москвы, возглавившей Русское государство как государство независимое, получило обоснование в ряде произведений политической литературы («Повесть о Флорентийском соборе» и др.) Эти произведения были связаны общей идеей величия власти московских государей, являвшихся якобы наследниками римского императора Августа и получивших знаки царского достоинства (скипетр, державу и корону) от византийского императора Константина Мономаха. Эта идея нашла развитие и завершение в теории «Москва – третий Рим», обоснованной псковским монахом Филофеем в начале XVI в. В теории «Москва – третий Рим» можно усмотреть определенный внешнеполитический аспект: Московское государство не только великое, независимое государство, но и государство, которое может претендовать на объединение под своей властью всех народов, исповедующих православную веру. Однако такой аспект не соответствовал условиям времени. Поэтому больший резонанс имел внутриполитический аспект, возвышающий власть московских государей над удельными князьями.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ КОНЦА XVIII НАЧАЛА XIX ВВ. Содержание темы: Политико-правовые взгляды Монтескье: теория разделения властей, принципы законности, теория «географического детерминизма». Политические и правовые взгляды Ж.-Ж. Руссо: идея народного суверенитета, закон как выражение собственной воли, о роли частной собственности в процессе возникновения общественного неравенства. Учение Канта о «категорическом императиве», определение права. Философия права Гегеля, его учение о гражданском обществе. Монтень М. Монтескье Шарль Луи ( гг.) французский философ, правовед, историк. Принадлежал к плеяде просветителей-энциклопедистов, автор ряда статей в «Энциклопедии». С позиций географического детерминизма Монтескье обосновал идею влияния естественных условий, ландшафта, климата на характер государственного устройства и особенности законодательства. Человеческое существование подчинено естественным стремлениям стремлению жить в обществе, жить в мире, добывать себе пищу и оказывать помощь другим. На этом естественном основании выросли социальные формы регуляции человеческого поведения мораль и право. Для Монтескье являлся характерным способ объяснения механизмов действия социально-правовой регуляции с позиции естественных паук. Мир не был для него чем-то специфическим и самостоятельным. Его законы включены в мир естественных закономерностей. С одной стороны, это выглядит как редукция сложных проблем социальной регуляции. Но с другой это стремление универсализировать значимость морально-правовых норм, придать им всеобъемлющий характер. Для Монтескье пороки и преступления людей имели в равной степени и естественные, и социальные причины. Для борьбы с ними необходимо создание таких общественных (внешних) условий, которые естественно (внутренне) побуждали бы индивидов к соблюдению нравственных заповедей и юридических законов. Преобразование общественных условий следовало начинать с реформирования законодательства и всей системы государственного правления, в том числе с разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Кант Эмануил Кант Иммануил ( гг.) великий немецкий философ. Правовая философия Канта основывалась на его антропологическом учении, согласно которому история небеспредельна, и имеет своей задачей полное развитие человеческих способностей. Через смену поколений осуществляется продвижение к будущей гармонии. Основным средством этого продвижения являются антагонизмы между людьми. В результате нескончаемой вражды мир погряз в преступлениях. Укротить антагонизмы, обуздать зло можно только путем построения цивилизованного общества, где нормы и законы права наделяют каждого такой мерой свободы, что она может успешно сочетаться со свободой других. Право по своей сути публично и является средством внешнего принуждения. Учитывая существование правовых норм, люди подчиняются им не из-за сознания внутреннего долга, а из-за страха наказания. Соблюдение правовых норм составляет как бы первую ступень на пути к нравственному поведению. Нормы права содержат в себе тот минимум нравственности, без которого общество не может нормально существовать. Право не требует от людей взаимной любви. Люди могут недолюбливать, презирать и даже ненавидеть друг друга, но, подчиняясь законам, они не должны давать волю своим чувствам. Взамен же право гарантирует поддержание цивилизованного правопорядка. Эти гарантии предполагают наличие принудительно осуществляемых законов, защиту собственности и личных прав, равенство граждан перед законом, возможность разрешения споров в судебном порядке.

Вопросы для самоконтроля 1. В чем главная ценность политико-правовых теорий Фомы Аквинского и и Марсилия Падуанского. 2. Перечислите права, которые были закреплены в средневековых ересях. 3. Кратко изложите основные правовые идеи политической и правовой мысли Арабского Востока

ЛИТЕРАТУРА Основная литература 1. История политических и правовых учений. Под ред. Нерсесянца B.C. M., История политических и правовых учений. Под ред. Лейста О.Э. М., (Есть другие издания). 3. Сидоров А.И. История политических и правовых учений. М., Дополнительная литература 1. История политических и правовых учений. Под ред. B.C. Нерсесянца. M., История политических и правовых учений. Под ред. О.Э. Лейста. М., Сидоров А.И. История политических и правовых учений. М., 1999.

Занятие окончено. Спасибо за внимание. Удачи в учёбе.