ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ ПЕРМЯКОВ Агентство «Коммерческие Консультации и Исследования» г. Пермь июнь 2009 г.
О ПРОЕКТЕ В июне 2009 года агентством «Коммерческие Консультации и Исследования» было проведено четвертое измерение Индекса потребительских настроений в г. Перми Замер проводился в рамках омнибусного исследования. В ходе исследования методом телефонного интервью было опрошено 600 жителей Перми в возрасте от 18 лет. Выборка репрезентирует население города по полу, возрасту и району проживания. В данной презентации приведены результаты четырех замеров, проведенных в июле, октябре 2008 г. в марте, июне 2009 г.
Результаты исследования
Индекс потребительских настроений в зависимости от пола
Индекс потребительских настроений в зависимости от возраста
Индекс потребительских настроений в зависимости от образования
Выводы Значение ИПН - 99 пунктов означает, что доля пермяков, отрицательно оценивающих экономическую ситуацию и перспективы ее развития, и доля положительно оценивающих, практически равны. В первую очередь повышение индекса произошло за счет роста частного индекса Потребительских ожиданий, который с 88 пунктов в марте добрался до 108 пунктов в июле 2009 г. (данный индекс строится по ответам на вопросы: «Как вы полагаете, в ближайшие 12 месяцев Ваше материальное положение (вашей семьи) улучшится, ухудшится или останется примерно таким же, как сейчас?» и «Как Вы думаете, в ближайшие 5 лет материальное положение россиян в целом улучшится, ухудшится или останется прежним? » ) Наиболее негативное влияние на значение сводного индекса оказывает индекс текущего состояния – здесь доля отрицательных оценок значительно преобладает долю положительных. Зафиксированное на данный момент значение ИПН характеризует ситуацию умеренного оптимизма.
Об Индексе ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ (ИПН) является важным инструментом прогнозирования поведения потребителей. Прогнозные свойства ИПН проверены практикой многих десятилетий в большинстве развитых стран с рыночной экономикой. ИПН обеспечивает краткосрочное прогнозирование развития экономики и дает деловому сектору возможность грамотнее и своевременнее реагировать на изменения экономической ситуации.
ИПН строится на основе опросов общественного мнения, проводящихся по репрезентативной выборке, отражающей мнение взрослого населения о динамике своего личного материального положения и об экономической ситуации в стране и на потребительском рынке. Индекс потребительских настроений - как совокупный индекс, так и отдельные его частные составляющие - показывает не абсолютные величины (т.е. распространенность) соответствующих оценок и мнений, а меру или степень их «позитивности» (знака) в каких-либо временных или групповых сопоставлениях. Помимо совокупногоИндекса Потребительских Настроений (ИПН) строятся частные индексы. В рамках данного исследования кроме ИПН были построены: Индекс текущего состояния (ИТС) и Индекс потребительских ожиданий (ИПО).
Методика построения ИПН проста: индекс рассчитывается на основе ответов респондентов на пять вопросов. По каждому вопросу строится индивидуальный индекс как разность долей положительных и отрицательных ответов, и прибавляется 100, чтобы избежать появления отрицательных значений индекса. Совокупный индекс ИПН рассчитывается как арифметическая средняя из индивидуальных индексов. ИПН изменяется в интервале от 0 до 200. Индекс равен 200, когда все население положительно оценивает экономическую ситуацию. Индекс равен 100, когда доля положительных и отрицательных оценок одинакова. Значения индекса ниже 100 означают преобладание негативных оценок в обществе.
Более подробную информацию об Индексе потребительских настроений можно прочесть, перейдя по следующим ссылкам: