Иванова Светлана Владимировна учитель начальных классов МБОУ СОШ 2
Разработать комплекс заданий и упражнений, направленный на развитие памяти младших школьников при изучении слов с непроверяемыми орфограммами. 1. Проанализировать особенности обучения написанию слов с непроверяемыми орфограммами на уроках русского языка по УМК «Гармония». 2. Исследовать уровень развития памяти младших школьников. 3. Определить основные направления развития памяти при изучении слов с непроверяемыми орфограммами.
- лексическая работа; - орфографический и этимологический анализ; - использование слова в речевой практике. На этапе ознакомления важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом слова предшествовала показу его написания.
Цель: определение уровня развития памяти. 1. Исследование зрительной памяти 2. Исследование долговременной памяти 3. Исследование опосредованной слуховой памяти.
Блоки упражнений: ассоциативные упражнения работа со схемами, моделями творческие виды упражнений работа со словарями упражнения-шифровки работа с разными видами диктантов
Ассоциативные упражнения: 1. Метод графических ассоциаций. 2. Метод фонетических ассоциаций. Б Б Е Р Е З А Л А Я
Работа со схемами, моделями: 1. Использование перфокарт. 2. Схемы. __О___О___ (воробей, молоко…) А___КК_____ (аккуратный )
Работа со словарями: 1. Толковый словарь. 2. Этимологический словарь. -Сладкое жидкое кушанье из сваренных на воде фруктов или ягод. (компот) - Домашнее молочное животное. (корова) -Это слово произошло от общеславянского ДОР, что значит «расчищенное место». (дорога) 3. Орфографический словарь
Памятка: «Как пользоваться орфографическим словарём». 1. До обращения к словарю определи, из каких букв будешь выбирать правильную. 2. Поищи слово с одной из букв: Находишь. Не находишь. Пиши ту, что в словаре Ищи слово с другой буквой Узнал (а) букву Не узнал(а) Пиши её. Оставь «окошечко»
Творческие виды работ: 1.Загадки. Это кто бежит такой По лесной опушке, Белый весь, как снег зимой, Ушки на макушке? (Заяц) 2. Игра «Слоговое лото». ВА БЕ ЗА БИ РЕ ГОН ЛЕТ;
Упражнения-шифровки: 3, 1, 4, 16, 15. (вагон) 12, 6, 22, 10, 18. (кефир)
Работа с разными видами диктантов:
Сам алый сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (арбуз) Ее узнаешь по примете: нет дерева белей на свете. (береза) Летом шубка серая, а зимой белая. (заяц) Голодная мычит, сытая жует, всем ребятам молоко дает. (корова)
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (морковь) Без рук без ног, а рисовать умеет. (мороз) Длинный, зеленый, вкусен свежий и соленый. (огурец) Уродилась я на славу: голова бела, кудрява. Кто любит щи – меня ищи! (капуста)
Зрительная память
Долговременная память
Опосредованная память
-повышение уровня развития памяти младших школьников. -положительная динамика усвоения детьми словарных слов. -обогащение словарного запаса учащихся. -повышение интереса к изучению русского языка.
На протяжении всей начальной школы на уроках русского языка по УМК «Гармония» повышается уровень развития памяти младших школьников. формируется осознанный навык написания и правильного употребления слов с непроверяемыми орфограммами. совершенствуются знания о слове, его лексическом и грамматическом значении. обогащается словарный запас. формируется правильное использование различных словарей.
Программа для 1-4 классов. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. – Смоленск, Ассоциация XXI век, 2006 г. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1,2/ М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. –Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007 Канакина В.П. Работа с трудными словами. М.: Просвещение, 2007