МНЕМОТЕХНИКА КАК ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Высказывания короткие Отличаются непоследо- вательностью Отличаются непоследо- вательностью Состоят из фрагментов, логически не связанных между собой Состоят из фрагментов, логически не связанных между собой Содержат низкий уровень информатив- ности Содержат низкий уровень информатив- ности
Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника – помогает развивать: ассоциативное мышление зрительную и слуховую память зрительное и слуховое внимание воображение связную речь мелкую моторику рук
Моделирование при обучении связной речи представляет применение знаковой символики Прием наглядного моделирования, мнемотаблицы- схемы Прием наглядного моделирования, мнемотаблицы- схемы Пересказ художественной литературы Пересказ художественной литературы Дидактические игры Дидактические игры Заучивание стихов Заучивание стихов Описание одежды, обуви, овощей и фруктов, сочинении сказок, рассказов по картине (серии картин) Описание одежды, обуви, овощей и фруктов, сочинении сказок, рассказов по картине (серии картин) Отгадывание и загадывание загадок Отгадывание и загадывание загадок
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: Элементы схем, моделей - предметные картинки - силуэтные изображения -геометрические фигуры -планы и условные обозначения
В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие Логико-малыш В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.).
Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу ПЕРЕСКАЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Этапы работы Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы. Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания. Этап 4. Делается графическая зарисовка - мнемотаблица. Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.
Предварительная работа: вспомнить и назвать героев сказки, уточнить их количество, детали одежды; рассмотреть картинки из сказки; обыграть сказку; нарисовать или вылепить героев сказки.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Использование технологий моделирования при заучивании стихотворений: Чтение стихотворения воспитателем. Беседа о прочитанном. Рассказывание стихотворения воспитателем с параллельным выставлением моделей. Рассказывание стихотворения детьми с опорой на модели (по цепочке). Рассказывание стихотворения одним ребенком с одновременным подбором и выставлением моделей.
В руки овощи берем, Овощи на стол кладем. Лук, морковка, кабачок, Помидор, горох, лучок. ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ.
Итоговый результат У детей: расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Спасибо за внимание!