«Пиктограмма – как промежуточное звено между внутренней и устной речью»
«Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает» Р. Эмерсон.
Цель: обеспечить дополнительную возможность развития связной речи ребёнка. Задачи: развить интерес к составлению творческих рассказов; создать мотивацию к рассказыванию своих историй; расширять словарный запас; учить преодолевать робость, застенчивость; воспитывать умение свободно держаться перед аудиторией.
Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определённую успешность в учебной работе по всем предметам
Одним из наиболее перспективных методов реализации речевого воспитания является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Ещё Л.С. Выготский в своей статье «Предыстория развития письменной речи» высказывал следующую мысль: «Рисование ребенка по психологической функции есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо».
Пиктогра́мма (от лат. Pictus рисовать и греч. Γράμμα запись) знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Методика «Пиктограммы» была разработана в начале тридцатых годов и использовалась в психологических исследованиях.лат.греч.
Актуальность использования пиктограмм заключается в том, что мышление ребенка развивается через Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза. наглядную и доступную форму.
Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки и т.д.). При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.
Знаю много я игрушек... Знаю много я игрушек, С ними мне совсем не скучно: Кубик, мяч, совок, сачок, Мишка, лейка, флаг, бычок. Ива Возле речки у обрыва Плачет ива, плачет ива. Может, ей кого-то жалко? Может, ей на солнце жарко? Может, ветер шаловливый За косичку дернул иву? Может, ива хочет пить? Может, нам пойти спросить?