Дисграфия Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках и обусловлено несформированностью.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Определение Виды дисграфии Пути коррекции и профилактики.
Advertisements

Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
«Подводные» камни процесса формирования письменной речи. Приёмы и методы по преодолению нарушений письменной речи» Семинар-практикум.
Нарушение письменной речи младших школьников.. Учитель-логопед Лейнгард Оксана Зуфаровна МБОУ СОШ 87.
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. Дисграфия и дислексия – это частичные специфические нарушения процессов письма и чтения, проявляющиеся в стойких, повторяющихся.
«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ. ВИДЫ ДИСГРАФИЙ. /ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМА НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ./ /ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ.
Влияние нарушений речи на грамотность письма учащихся младшей школы.
Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, у младших школьников с нарушением опорно- двигательного аппарата Подготовила:
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Патопсихология процесса чтения Подготовила: Учитель-логопед МОУ «СШ 8» Барыкина С.А.
Учитель-логопед Репетенко Е.А. Логопедическая работа по устранению нарушений письменной речи.
Система работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у обучающихся Мартынова Г.Г.
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Рожнева Л. А Влияние устной речи на усвоение письма и чтения.
Вопросы дифференциальной диагностики дисграфии и дизорфографии Учитель-логопед СОШ 33 Шамраева С.А.
Қ останай ауданы ә кімдігіні ң «1 Затобол орта мектебі» ММ ГУ «Затобольская средняя школа 1» акимата Костанайской области логопункт
Исследования на тему «ДИСГРАФИЯ» учитель – логопед МОУ СОШ 2 Альваева Наталия Николаевна.
Принципы коррекционно- логопедической работы при устранении нарушений письменной речи Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Транксрипт:

Дисграфия Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках и обусловлено несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма

Виды дисграфии Артикуляторно-акустическая дисграфия (Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит). Акустическая диcгрaфия (Проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме). Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза (Проявляется на уровне слова и на уровне предложения. Причина ее возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки). Аграмматическая дисграфия (Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи. На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями). Оптическая дисграфия (Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв).

Акустическая диcгрaфия 1. Замена букв, соответствующих фонетически близким звукам: свистящие-шипящие (САПКА – ШАПКА) звонкие-глухие (ТЫМ – ДЫМ) 2. Неправильное обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д. Пример: Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи.

Варианты упражнений Вставь буквы А Я вместо черточек. Подчеркни линиями одного цвета родственные слова. сл_коть гл_деть гл_зной к_ток КР_СИТЬ Т_ЖЁЛЫЙ Т_НУЧКА Т_НУТЬ К_ПУСТНЫЙ Л_ПКА Т_ЩИТЬ СТ_РЫЙ Собери слова и запиши из данных наборов букв. Объясни их значение. Отметь мягкость твёрдость согласных перед гласными А Я. ДДЯЯ___________________ АММА__________________ ННЯЯ___________________ ЗМЛЕЯ_________________ КРТОАН________________ КРЯАОГ________________

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза Причина возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки: -Пропуски согласных, гласных; -Перестановки, добавления букв; -Попуски, добавления, перестановки слогов; -Слитное, раздельное написание слов; Слитное написание предлогов с другими словами; раздельное написание приставки и корня. Пример: Белка сидит НАВЕТКЕ. Миша вышел на У ЛИЦУ. плюшевого - плюшегово, ковром - корвом, на лугах – на галух санки - снки, кричат – кичат весна - весена, школа – шекола, ноябрь - ноябарь, дружно - дружено, Александр – Александар

Направления работы: 1. Развитие анализа и синтеза структуры текста 2. Развитие анализа и синтеза структуры предложения 3. Развитие слогового анализа и синтеза 4. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Развитие анализа и синтеза структуры текста Восстановление деформированного текста Задания по совершенствованию текста Выделение предложений из сплошного текста Составление текста из отдельных предложений Развитие анализа и синтеза структуры предложения - Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нём. - Придумать предложение с определённым количеством слов. - Увеличить количество слов в предложении. - Составить предложение из слов, данных в беспорядке (например, даются слова грядке, на, огурцы, растут). - Придумать предложение с определённым словом. - Составить графическую схему предложения. - По графической схеме придумать предложение. - Определить место слова в предложении (какое по счёту указанное слово)…

Развитие слогового анализа и синтеза Придумать слова с двумя или тремя слогами. Придумать слово с определённым слогом в начале слова, например со слогом ма. Придумать слово с определённым слогом в конце слова, например со слогом ка. Определить количество слогов в названиях картинок (без предварительного их воспроизведения). Поднять цифру (1, 2, 3) в соответствии с количеством слогов в названии картинки. Логопед показывает картинки, не называя их. По сюжетной картинке (без предварительного называния предметов) назвать слово из одного, двух или трёх слогов. Развитие фонематического анализа и синтеза Выделение (узнавание) звука на фоне слова Вычленение первого и последнего звука из слова Развитие сложных форм фонематического анализа (определение количества, последовательности и места звука в слове).

Варианты карточек-заданий направленных на развитие языкового анализа и синтеза

Аграмматическая дисграфия Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи, несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования Характерные ошибки: -изменение падежных окончаний; -неправильное употреблении предлогов, рода, числа; -пропуск членов предложения; -нарушение последовательности слов в предложении; -нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями. Пример: "красивый сумка", "веселые день" козлята – козлёнки много деревов над столом – на столом около него –около ним дети бежит Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Направления коррекционной работы - Уточнение и усложнение структуры предложения; - Развитие навыков словообразования (работа с однокоренными словами); - Развитие навыков словоизменения (Словоизменение прилагательных, имён существительных, глаголов (изменение по падежам); - Развитие навыков согласования (работа с фразеологизмами, синонимами, антонимами). - Работа над текстом.

Виды работ Вставить в тексте необходимые приставки, чтобы получился рассказ. Однажды ёжик (…)шёл в лес гулять. Ёжик понял, что он (…)блудился.. Ему надо (…)браться из кустов. ВСТАВЬ ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГИ

Виды работ Вставить в предложение слова вместо картинок.

Шарады Корень мой находится в «цене», в «очерке» найди приставку мне, суффикс мой в «тетрадке» все встречали. Вся ж я в дневнике или в журнале. (Оценка) Закончить предложение, подобрав нужное слово. На озере плавали белые.... Мальчик получил хорошую.... Добавить недостающую букву в глагольную форму. Стул упал. Девочка упал… Дерево упал... Изменить словосочетание, данное в скобках. Мама подарила дочке (красивая кукла). Новая кукла (лежать в коробка). Виды работ

Заяц У айзац красивая, пушистая, мягкая рстьше. Во время прыжков заяц выбрасывает вперед сначала длинныениезад лпыа, а потом редпеени короткие. Норы заяц не делает. Днем лежит под кустом, чьюон добывает себе ищуп. Летом ест траву, зимой ноес, орук деревьев и кустарников. У зайца номог равгов: лиса, волк, ястреб, сова, орел. Зимой его спасает ялабе окраска. Виды работ Деформированные тексты Зимнее утро Утро было чудесн... свеж... ветер пушист... снег… укрыл землю лес был мохнат... и бел... над ним синело зимн... небо мы шли по тропинке по сторонам стояли стар... сосны они казались совсем бел... за соснами начиналась густ... чаща.

Оптическая дисграфия Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций. Характерные ошибки: замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов (И и Ш, Ц и Ш, П и Т, А и М); Замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В и Д, Б и Д, Ш и Т) - недописывание элементов буквы - «зеркальное» изображение букв Пример: не дописывание элементов букв: «и» вместо «ш», «ш» вместо «щ», «л» вместо «м», «х» вместо «ж», «и» вместо «у» добавление лишних элементов «ш» вместо «и», четыре палочки у «ш» или «щ» и т.д. неправильное расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу с возможными видоизменениями самих элементов «в» вместо «д», «б» вместо «д», включая сюда и зеркальное изображение букв

ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ

Упражнения на развитие зрительного восприятия

Смешанная форма дисграфии Причина возникновения – несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма Пример:

Список литературы

Компьютерные коррекционные программы

Спасибо за внимание Удачи и успехов в работе!