Использование групповых технологий на уроках в начальной школе
Для реализации целей и задач Госстандарта, который основывается на личностно- ориентированном обучении, компетентностном и деятельностном подходе, как нельзя лучше подходит технология групповой работы. Любой учитель стремится воспитать ученика, умеющего учиться, думать, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Психологи давно определили, что истоком самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.
Цели использования групповых технологий в обучении детей a) Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера. б) Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса. в) Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. В первом классе – это функция контроля и оценки, позже – целеполагания и планирования. г) Дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке ''обучение'' и ''воспитание'', строить и человеческие, и деловые отношения детей.
Задачи групповой работы Активизация познавательной деятельности Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности Развитие умений успешного общения Совершенствование межличностных отношений в классе
1 этап. 1 этап начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. В это время закладываются навыки взаимопонимания, ''клише'' для выражения своего мнения, согласия или несогласия. 2 этап: парная работа. 1) Работа ''хором'': учащиеся вместе называют первое слово, вместе тянутся за карточкой, вместе называют второе слово, вместе… 2) По операциям: 1-й ученик называет слово, 2-й ученик кладет карточку, 1-й ученик соглашается или протестует. 3) Деление элементов материала: 1-й ученик называет первое слово и кладет первую карточку, 2-й ученик называет второе слово и кладет вторую карточку. 4) 1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль. Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение. 3 этап: групповая работа. Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на примере весь ход работы, обращая внимание на ошибки и удачи. Образец работы усваивается после разбора 2-3 ошибок. Этапы обучения работе в группах
Роли в группе Чтец- читает вслух; Секретарь - записывает что-то от лица группы; Докладчик - у доски рассказывает, что решила группа; Хронометрист - следит за временем.
Технология организации г рупповой работы 1. Выбрать способ формирования групп; 2. Сформировать группы; 3. Разработать задания, выбрать способ предъявления заданий группам; 4. Организовать работу в группе в соответствии с выбранной технологией; 5. Организовать проверку готовности групп; 6. Продумать, что будет результатом (продуктом) групповой работы ; 7. Организовать рефлексию.
Технология организации групповой работы 1 этап По желанию Случайным образом По определённому признаку По выбору лидеров По выбору педагога
Предъявление заданий одному посыльному от группы (устно или письменно); всем группам коллективно; каждой группе индивидуально. Типы заданий одинаковые для всех групп; для каждой группы своё. 2 этап
Работа в группе (технологии групповой работы): Работа в парах Мозговой штурм Игра «Продолжи» Охота за сокровищами Снежный ком Метод «Дельфи» Мозаичная группа Прием «Зигзаг» (Метод пилы) Приём «Карусель» Аквариум Шесть шляп Найди ошибки Броуновское движение Приём «Ручеёк» 3 этап
Работа в парах ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ В ПАРАХ 1. Научиться проверять друг друга. 2. Научиться тренироваться в паре(устный счёт, взаимодиктант, по вариантам) 3. Научиться обсуждать в паре. 4. Творческая работа.
Приём «Продолжи» Основан на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Mожно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на математике при решении примеров)
Приём «Ручеёк» В «Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы учитель заготавливает к уроку карточки по числу учеников в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики следующего варианта не займут свои места. Можно проводить «Ручеёк» по вариантам, между группами.
Охота за сокровищами 1. Учитель составляет вопросы, которые требуют знаний фактов или их осмысления 2. Группа отвечает на вопросы, используя учебник или дополнительную литературу
Снежный ком Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Используется для генерации идей Соблюдается жесткий регламент Распределяются роли внутри группы Делаются сообщения от каждой группы Мозговой штурм
Пазлы
Группа работает над своей темой Встреча экспертов Возврат в свои группы Зигзаг
1 этап 2 этап 3 этап
Поставить детей в два круга - внутренний и внешний. Учащиеся, которые стоят во внутреннем круге, расположены спиной к центру, а те, которые стоят во внешнем круге - лицом к центру. Таким образом. Ученики стоят лицом друг к другу. Внутренний круг неподвижен, внешний - подвижен: по сигналу все его участники передвигаються на одного человека вправо и оказываются перед новым партнером. Цель - пройти весь круг, выполняя задания. Карусель
1. Объединить учащихся в 2-4 группы и ознакомить с заданием. 2. Предложить одной из групп сесть в центре и образовать круг. 3. По команде начинается обсуждение проблемы за алгоритмом: - прочитать вслух ситуацию; - обговорить её в группе, используя метод дискуссии; - прийти к общему решению за 3-5 мин. 4. Остальные ученики слушают, не вмешиваясь в обсуждение, наблюдая, придерживаются ли участники правил дискуссии. Когда истекает время обсуждения, группа возвращается на свои места, а учитель ставит классу вопрос: - Согласны ли вы с выводами группы? - Было ли решение достаточно обосновано? - Какое из доказательст было самым убедительным? Продолжительность такой беседы мин. Потом место в "аквариуме" занимает другая группа, которая обсуждает следующую ситуацию. Аквариум
Проверка готовности задания. взаимопроверка; проверка и добавление своего содержания в общее; самопроверка; 4 этап
5 этап Предъявление результата Продукт групповой работы – обязательный этап групповой технологии! презентация; плакат, опорный конспект, кластер; выступление (театрализация); созданный текст; подтвержденная практикой гипотеза.
обязательный этап групповой технологии! 1) Организационная : что делали во время занятия (чему новому научились, как работали, каковы были ошибки в организации, не позволившие достичь желаемого результата); что узнали про себя и своих товарищей по игре (появился новый способ работы, зафиксировали свое незнание, чувства и отношения). Демонстрация позитивных и негативных образцов взаимодействия. 2) Знаниевая (тест на усвоение ЗУН). Рефлексия - 6 этап
Основные противопоказания при организации групповой работы Нельзя: формировать пару из двух слабых учеников; требовать полной тишины; нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе; заниматься работой в группе более минут в 1-2 классе и более половины урока во 3-4 классе;
Контроль учителя за групповой работой Учитель должен распределять время на каждый этап работы и внимательно наблюдать за работой группы : - Как дети сидят? - Внимательны ли они или отвлекаются? - Как ведут себя: живо или апатично? - Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения? - Слушают ли друг друга? - Вовлекаются ли в работу аутсайдеры? - Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?
Плюсы и минусы групповой работы Плюсы Минусы Повышается учебная и познавательная мотивация Снижается уровень тревожности учащихся В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе Повышается учебная и познавательная мотивация Снижается уровень тревожности учащихся В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе Групповой работе надо сначала научить Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный Групповой работе надо сначала научить Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный
Варианты заданий для парной и групповой работы Русский язык. Запись слов со взаимопроверкой. Составление звуковых схем слов. Составление схем предложений. Работа с карточками в парах сменного состава Разбор слов по составу. Работа с деформированным предложением. Работа с деформированным текстом. Составление слов по звуковой схеме. Составление предложений по схеме. Проверка орфограмм. Выбор способа проверки орфограмм. Деление текста на логические части. Составление плана Математика Взаимопроверка решений. Составление схем к задаче. Поиск способа решения: -примеров с переходом через разряд; -способов проверки результатов вычисления. Составление и решение задач: -к одной схеме на разные темы; -к разным схемам на одну тему; -разных типов в зависимости от уровня подготовленности груп п.