«Коррекционно-логопедическая работа по предупреждению и устранению дислексии у детей младшего школьного возраста». Учитель- логопед МОУ СОШ 9 Н.Н. Проворова
Для обозначения нарушений чтения используются термины: «алексия» - для обозначения полного отсутствия чтения; «дислексия» - для обозначения частичного расстройства процесса овладения чтением, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.
Распространённость нарушений чтения среди детей с нормальным интеллектом До 10% детей с дислексией – в Европе; 3 % детей начальных классов массовой школы; 22 % детей в речевых школах; 62% детей в вспомогательных школах; 4,8 % детей 7-8-летнего возраста; 20-50% в школах для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями и с задержкой психического развития;
Нарушения устной речи при дислексии: нарушение темпа и ритма речи; задержка появления речи; недостаточность вербальной функции (неточность употребления слов); нарушение грамматического строя устной речи; нарушение звукопроизношения; нарушение фонематического развития.
Классификация дислексий по С. Борель-Мезонни Дислексии, связанные с нарушениями устной речи; Дислексии, связанные с плохими пространственными представлениями; Смешанные случаи; Случаи ошибочной (ложной) дислексии.
Дислексии, связанные с нарушениями устной речи У детей этой группы: Недостаточная слуховая память; Нарушения слухового восприятия; Нарушение связи между слуховым и зрительным восприятиями, между звуком и буквой; Разнообразные нарушения в устной речи.
Дислексии, связанные с плохими пространственными представлениями У детей этой группы: Нарушения восприятия формы, величины, расположения в пространстве, определения верха, низа, правой, левой стороны; В тяжёлых случаях – нарушения кинестетической памяти, неспособность представить непривычные положения рук и ног в пространстве, нарушения схемы тела.
Смешанные случаи дислексии У детей этой группы: Нарушения как зрительного, так и слухового восприятия, а также моторное отставание; Неправильное произношение звуков, фраз, смешивание право-лево; Плохое различение фигуры по форме и величине; Движения часто неловки, наблюдение синкинезии, вялых реакций.
Случаи ошибочной (ложной) дислексии У детей этой группы нет: Ни речевых нарушений, ни недоразвития остранственных представлений; Дети не научились хорошо читать по различным причинам: Из-за неправильной методики обучения; Неблагоприятных условий среды; По причине педагогической запущенности.
Классификация по М.Е. Хватцеву: Фонематические; Оптические; Оптико-пространственные; Семантические; Мнестические дислексии.
Р. Беккер выделяет следующие виды нарушения чтения: Врождённая словесная слепота; Дислексия; Брадилексия; Легастения; Врождённая слабость в чтении.
О. А. Токарева выделяет следующие типы нарушения чтения: Акустические; Оптические; Моторные нарушения чтения. Наиболее распространёнными являются дислексии, связанные с акустическими расстройствами.
У детей с нормальным интеллектом выделяют следующие виды дислексий: оптические (М. Е. Хватцев, О. А. Токарева); фонематические (Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова); аграмматические (Л. Ф. Спирова, Р. И. Лалаева).
Формирование навыка чтения включает в себя этапы: Овладение звуко-буквенными обозначениями; Послоговое чтение; Выработка приёмов слитного чтения слов (синтетические приёмы); Синтетическое чтение.
Необходимо учитывать следующие дисфункции: скрытое левшество, леворукость, амбидекстрия; недостаточная ручная умелость (развитие мелкой моторики); снижение или полное отсутствие ориентировки в схеме тела; нечёткость в воспроизведении временной и пространственной последовательности; отсутствие чувства ритма; снижение слуховой и зрительной памяти на линейный ряд; особенности зрительного восприятия, зрительного и слухового анализа и синтеза.
1. Работа по восприятию буквы и умению соотносить её с соответствующим звуком Задачи: развивать звукобуквенный анализ; обучать детей обозначать звук соответствующей буквой; совершенствовать мелкую моторику; работать по развитию плоскостного синтеза букв.
2. Работа по восприятию слогов Задачи: развивать звукобуквенный анализ и синтез; обучать читать слоги (ГС) и слоги-слияния (СГ) с опорой на последующую гласную (А, О, У, Ы, И) и конструировать схемы звукового состава слогов с учётом твёрдости и мягкости согласного; вырабатывать навык чтения слогов и умение записывать слог соответствующими печатными буквами; развивать зрительный анализ и синтез.
3. Чтение слов Задачи: развивать у детей умение производить звуко- буквенный и звуко-слоговой анализ и синтез слов; обучать соотносить произнесённое слово со звуковой схемой и обозначать его на письме графическими знаками в определённой последовательности и по заданной схеме составлять слова; вырабатывать у детей умение слитно и осознанно читать слова.
4. Чтение предложений Задачи: вырабатывать умение строить предложения и записывать их словами; вырабатывать навыки осознанного чтения предложений с выделением интонационных пауз и понижением голоса в конце повествовательных предложений.
Расстройство навыка чтения приводит к следующим ошибкам: пропуски букв, слогов, предлогов. замена, перестановка букв. искажение звуко-слоговой структуры слова. чтение по догадке. побуквенное чтение. аграмматизмы разного вида. нарушение понимания прочитанного.
Коррекционно-логопедическая программа условно делится на следующие этапы: 1 этап – подготовительный период к обучению навыку чтения. 2 этап – коррекция нарушений в формировании навыка чтения. 3 этап – автоматизация навыка чтения, переход к полноценному, осмысленному, беглому чтению.
Коррекция нарушений навыка чтения на 1 этапе: подготовительные упражнения; углублённая работа над иллюстрацией (сюжетной, предметной); углублённая работа над серией последовательных картин; сравнение картин для объяснения причинно-следственных явлений; объяснительное чтение; чтение по слогам; поочерёдное чтение слогов или слов.
Коррекционная работа на втором этапе: В работе над ритмом односложных, двусложных, трёхсложных слов прослеживаются логопедические приёмы: восприятие-воспроизведение; самостоятельное проговаривание с выделением ударного слога; ритмическое воспроизведение слова с выделением ударного слога.
К концу второго этапа ребёнок должен овладеть: простейшими правилами интонационно- логического ударения в чтении коротких рассказов и стихотворений; научиться составлять короткие рассказы, изложения; рассказы об одном предмете; рассказы по сюжетной картинке.
Используются приемы: хоровое чтение; чтение цепочкой; прослеживающее чтение (по 1 предложению); подражательное; чтение шёпотом; чтение про себя; тренировочное чтение в постановке ударений в незнакомых словах.
Работа на третьем этапе включает приемы: пересказ по опорным вопросам; пересказ по сюжетным иллюстрациям; пересказ по отдельной иллюстрации с изображением персонажей и существенных деталей; составление пересказа по вербально- графическому плану.
Тексты должны сопровождаться заданиями для самостоятельной работы: Прочитай и назови непонятные слова. Озаглавь 1, 2, 3 абзацы рассказа. Что нового ты узнал из текста. Найди ответ на вопрос. Какая интонация подходит для чтения этого отрывка? Объясни смысл выделенных слов, словосочетаний, предложений. В стихах: выдели голосом рифмующиеся слова. Прочитай с нужной интонацией. Прочитай с юмором, весело. Найди пословицы на тему текста. Заучи наизусть понравившееся выражение. Выучи наизусть. Разбери подчёркнутые предложения.
Для устранения оптической дислексии проводится следующая работа: Формирование зрительного восприятия и узнавания формы, величины и цвета; Развитие зрительной памяти; Формирование пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются задания: Назвать деревья, цветы, овощи, фрукты, мебель, учебные предметы, одежду, изображённые на картинках. Назвать контурное изображение предметов. Назвать перечёркнутые контурные изображения. Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.
В процессе работы по развитию предметного зрительного гнозиса рекомендуются задания: Найти букву среди ряда других букв. Соотнести одни и те же буквы, но выполненные разным штифтом (печатным и рукописным). Назвать или написать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями. Определить буквы в неправильном положении. Обвести контуры букв. Добавить недостающий элемент. Выделить буквы, наложенные друг на друга (написать или назвать).
При развитии зрительной памяти используются виды работ: Игра «Чего не стало?». На столе раскладывают 5 – 6 игрушек. Дети должны запомнить их. Затем одна игрушка убирается, дети должны отгадать, какой игрушки не стало. Дети запоминают 5 – 6 картинок, затем отбирают их среди других 8 – 10. Запомнить буквы, цифры, фигуры (3 – 5), а затем выбрать их среди других. Игра «Что изменилось?». Раскладываю 5 картинок, дети запоминают последовательность расположения. Затем меняю их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение. Разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности.
Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок: ориентировку в собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей; ориентировку в окружающем пространстве.
Основными условиями успешного овладения навыком чтения являются: сформированность устной речи, фонетико- фонематической её стороны; лексико-грамматического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя; достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза и мнезиса.
Спасибо за внимание!