«Коррекционно-логопедическая работа по предупреждению и устранению дислексии у детей младшего школьного возраста». Учитель- логопед МОУ СОШ 9 Н.Н. Проворова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8 имени Бусыгина М.И.»» г. Усть-Илимска Иркутской области В.А.Мельникова.
Advertisements

Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Патопсихология процесса чтения Подготовила: Учитель-логопед МОУ «СШ 8» Барыкина С.А.
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
Коррекция дислексических нарушений у младших школьников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
Виды дисграфии у младших школьников Выполнила студентка 442 группы Пирогова Елена.
Дислексия и нарушения устной речи Выполнила студентка 442 гр. …
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
Учитель-логопед Климченко С.Р.. Не плакать, не смеяться, а понимать.
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ. СОСТАВИТЕЛЬ: УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД ДМИТРИЕВА М.Е.
Принципы коррекционно- логопедической работы при устранении нарушений письменной речи Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ. ВИДЫ ДИСГРАФИЙ. /ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМА НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ./ /ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ.
Методические рекомендации по логопедической диагностике Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Морткинская средняя общеобразовательная.
вид речевой деятельности, в процессе которой буквенный код переводится в звуковой и осуществляется процесс понимания. взаимодействие работы зрительного,
Трудности при овладении чтением (С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. – М.:АСТ; СПБ, 2008.)
«Наглядный материал для дифференциации звуков «Л-В» Мариупольская городская ПМПК Учитель-логопед Хаевская А.Н.
Транксрипт:

«Коррекционно-логопедическая работа по предупреждению и устранению дислексии у детей младшего школьного возраста». Учитель- логопед МОУ СОШ 9 Н.Н. Проворова

Для обозначения нарушений чтения используются термины: «алексия» - для обозначения полного отсутствия чтения; «дислексия» - для обозначения частичного расстройства процесса овладения чтением, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.

Распространённость нарушений чтения среди детей с нормальным интеллектом До 10% детей с дислексией – в Европе; 3 % детей начальных классов массовой школы; 22 % детей в речевых школах; 62% детей в вспомогательных школах; 4,8 % детей 7-8-летнего возраста; 20-50% в школах для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями и с задержкой психического развития;

Нарушения устной речи при дислексии: нарушение темпа и ритма речи; задержка появления речи; недостаточность вербальной функции (неточность употребления слов); нарушение грамматического строя устной речи; нарушение звукопроизношения; нарушение фонематического развития.

Классификация дислексий по С. Борель-Мезонни Дислексии, связанные с нарушениями устной речи; Дислексии, связанные с плохими пространственными представлениями; Смешанные случаи; Случаи ошибочной (ложной) дислексии.

Дислексии, связанные с нарушениями устной речи У детей этой группы: Недостаточная слуховая память; Нарушения слухового восприятия; Нарушение связи между слуховым и зрительным восприятиями, между звуком и буквой; Разнообразные нарушения в устной речи.

Дислексии, связанные с плохими пространственными представлениями У детей этой группы: Нарушения восприятия формы, величины, расположения в пространстве, определения верха, низа, правой, левой стороны; В тяжёлых случаях – нарушения кинестетической памяти, неспособность представить непривычные положения рук и ног в пространстве, нарушения схемы тела.

Смешанные случаи дислексии У детей этой группы: Нарушения как зрительного, так и слухового восприятия, а также моторное отставание; Неправильное произношение звуков, фраз, смешивание право-лево; Плохое различение фигуры по форме и величине; Движения часто неловки, наблюдение синкинезии, вялых реакций.

Случаи ошибочной (ложной) дислексии У детей этой группы нет: Ни речевых нарушений, ни недоразвития остранственных представлений; Дети не научились хорошо читать по различным причинам: Из-за неправильной методики обучения; Неблагоприятных условий среды; По причине педагогической запущенности.

Классификация по М.Е. Хватцеву: Фонематические; Оптические; Оптико-пространственные; Семантические; Мнестические дислексии.

Р. Беккер выделяет следующие виды нарушения чтения: Врождённая словесная слепота; Дислексия; Брадилексия; Легастения; Врождённая слабость в чтении.

О. А. Токарева выделяет следующие типы нарушения чтения: Акустические; Оптические; Моторные нарушения чтения. Наиболее распространёнными являются дислексии, связанные с акустическими расстройствами.

У детей с нормальным интеллектом выделяют следующие виды дислексий: оптические (М. Е. Хватцев, О. А. Токарева); фонематические (Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова); аграмматические (Л. Ф. Спирова, Р. И. Лалаева).

Формирование навыка чтения включает в себя этапы: Овладение звуко-буквенными обозначениями; Послоговое чтение; Выработка приёмов слитного чтения слов (синтетические приёмы); Синтетическое чтение.

Необходимо учитывать следующие дисфункции: скрытое левшество, леворукость, амбидекстрия; недостаточная ручная умелость (развитие мелкой моторики); снижение или полное отсутствие ориентировки в схеме тела; нечёткость в воспроизведении временной и пространственной последовательности; отсутствие чувства ритма; снижение слуховой и зрительной памяти на линейный ряд; особенности зрительного восприятия, зрительного и слухового анализа и синтеза.

1. Работа по восприятию буквы и умению соотносить её с соответствующим звуком Задачи: развивать звукобуквенный анализ; обучать детей обозначать звук соответствующей буквой; совершенствовать мелкую моторику; работать по развитию плоскостного синтеза букв.

2. Работа по восприятию слогов Задачи: развивать звукобуквенный анализ и синтез; обучать читать слоги (ГС) и слоги-слияния (СГ) с опорой на последующую гласную (А, О, У, Ы, И) и конструировать схемы звукового состава слогов с учётом твёрдости и мягкости согласного; вырабатывать навык чтения слогов и умение записывать слог соответствующими печатными буквами; развивать зрительный анализ и синтез.

3. Чтение слов Задачи: развивать у детей умение производить звуко- буквенный и звуко-слоговой анализ и синтез слов; обучать соотносить произнесённое слово со звуковой схемой и обозначать его на письме графическими знаками в определённой последовательности и по заданной схеме составлять слова; вырабатывать у детей умение слитно и осознанно читать слова.

4. Чтение предложений Задачи: вырабатывать умение строить предложения и записывать их словами; вырабатывать навыки осознанного чтения предложений с выделением интонационных пауз и понижением голоса в конце повествовательных предложений.

Расстройство навыка чтения приводит к следующим ошибкам: пропуски букв, слогов, предлогов. замена, перестановка букв. искажение звуко-слоговой структуры слова. чтение по догадке. побуквенное чтение. аграмматизмы разного вида. нарушение понимания прочитанного.

Коррекционно-логопедическая программа условно делится на следующие этапы: 1 этап – подготовительный период к обучению навыку чтения. 2 этап – коррекция нарушений в формировании навыка чтения. 3 этап – автоматизация навыка чтения, переход к полноценному, осмысленному, беглому чтению.

Коррекция нарушений навыка чтения на 1 этапе: подготовительные упражнения; углублённая работа над иллюстрацией (сюжетной, предметной); углублённая работа над серией последовательных картин; сравнение картин для объяснения причинно-следственных явлений; объяснительное чтение; чтение по слогам; поочерёдное чтение слогов или слов.

Коррекционная работа на втором этапе: В работе над ритмом односложных, двусложных, трёхсложных слов прослеживаются логопедические приёмы: восприятие-воспроизведение; самостоятельное проговаривание с выделением ударного слога; ритмическое воспроизведение слова с выделением ударного слога.

К концу второго этапа ребёнок должен овладеть: простейшими правилами интонационно- логического ударения в чтении коротких рассказов и стихотворений; научиться составлять короткие рассказы, изложения; рассказы об одном предмете; рассказы по сюжетной картинке.

Используются приемы: хоровое чтение; чтение цепочкой; прослеживающее чтение (по 1 предложению); подражательное; чтение шёпотом; чтение про себя; тренировочное чтение в постановке ударений в незнакомых словах.

Работа на третьем этапе включает приемы: пересказ по опорным вопросам; пересказ по сюжетным иллюстрациям; пересказ по отдельной иллюстрации с изображением персонажей и существенных деталей; составление пересказа по вербально- графическому плану.

Тексты должны сопровождаться заданиями для самостоятельной работы: Прочитай и назови непонятные слова. Озаглавь 1, 2, 3 абзацы рассказа. Что нового ты узнал из текста. Найди ответ на вопрос. Какая интонация подходит для чтения этого отрывка? Объясни смысл выделенных слов, словосочетаний, предложений. В стихах: выдели голосом рифмующиеся слова. Прочитай с нужной интонацией. Прочитай с юмором, весело. Найди пословицы на тему текста. Заучи наизусть понравившееся выражение. Выучи наизусть. Разбери подчёркнутые предложения.

Для устранения оптической дислексии проводится следующая работа: Формирование зрительного восприятия и узнавания формы, величины и цвета; Развитие зрительной памяти; Формирование пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются задания: Назвать деревья, цветы, овощи, фрукты, мебель, учебные предметы, одежду, изображённые на картинках. Назвать контурное изображение предметов. Назвать перечёркнутые контурные изображения. Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.

В процессе работы по развитию предметного зрительного гнозиса рекомендуются задания: Найти букву среди ряда других букв. Соотнести одни и те же буквы, но выполненные разным штифтом (печатным и рукописным). Назвать или написать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями. Определить буквы в неправильном положении. Обвести контуры букв. Добавить недостающий элемент. Выделить буквы, наложенные друг на друга (написать или назвать).

При развитии зрительной памяти используются виды работ: Игра «Чего не стало?». На столе раскладывают 5 – 6 игрушек. Дети должны запомнить их. Затем одна игрушка убирается, дети должны отгадать, какой игрушки не стало. Дети запоминают 5 – 6 картинок, затем отбирают их среди других 8 – 10. Запомнить буквы, цифры, фигуры (3 – 5), а затем выбрать их среди других. Игра «Что изменилось?». Раскладываю 5 картинок, дети запоминают последовательность расположения. Затем меняю их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение. Разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности.

Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок: ориентировку в собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей; ориентировку в окружающем пространстве.

Основными условиями успешного овладения навыком чтения являются: сформированность устной речи, фонетико- фонематической её стороны; лексико-грамматического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя; достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза и мнезиса.

Спасибо за внимание!