Учитель-логопед МБДОУ 15 «Черёмушка» г. Северодвинска Докучаева Наталья Алексеевна
основные типы усвоения информации АУДИАЛЬНЫЙ «Помнишь бабушкиного котенка?» - «Да, он громко мяукал!» Основной канал получения информации – слуховой анализатор КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ «Помнишь бабушкиного котенка?» - «Да, он мягкий и игривый!» Основной канал получения информации – тактильный анализатор ВИЗУАЛЬНЫЙ «Помнишь бабушкиного котенка?» - «Да, он белый!» Основной канал получения информации – зрительный анализатор
Особенности восприятия у детей с речевыми нарушениями слуховое восприятие фонем снижено. зрительное восприятие может характеризоваться недостаточной сформированностью целостного образа предмета. слуховое восприятие на достаточно хорошем уровне. Дети свободно определяют направление звука и способны дифференцировать звучащие игрушки нарушения оптико-пространственного гнозиса, низкий уровень развития буквенного гнозиса трудности в пространственной ориентации. Дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «право» и «лево», обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в собственном теле.
педагог-психолог диагностика «Определение ведущей репрезентативной системы человека» Федосеевой Е. учитель-логопед реализация принципа учёта ведущего типа восприятия в логопедической работе ребёнок более лёгкое получение и усвоение информации
Решая одни и те же коррекционные задачи мы можем дифференцировать методы и приёмы подачи информации в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка. 1. Ознакомление со звуком, уточнение его артикуляции кинестетики: показ рукой артикуляции звука, использование образов – ощущений (дети показывали как проходит струя воздуха при произнесении того или иного звука); ощущение рукой вибрации голосовых связок при дифференциации звуков игры и упражнение с практическими заданиями (например, «Услышав звук – остановись», «Буратино – тряпичная кукла» - образный показ звонких и глухих звуков и др.).
аудиалы: объяснение артикуляции произнесение звука, удлинённое произнесение определяемого звука, услышав звук – хлопни в ладоши повтори звук столько же раз, сколько я назову и др. визуалы показ артикуляции, применение зеркал для зрительного восприятия артикуляции звуков, использование цветовых и других символов звуков, узнай звук по артикуляции и др.
2. Автоматизация звуков кинестетики: игры и упражнения с практическими заданиями, произнесение слогов, слов с выполнением действия (передвижение костяшек счёт, надавливание на мячик, су-джок, прокатывание карандаша между ладоней, прошагивание слоговых дорожек, складывание пирамидки и т.п.) аудиалы: выделение звука из слова силой голоса, заучивания стихов, чистоговорок, придумать слово с заданным звуком, составить предложение с заданным словом, найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звуки назвать их, «Повтори» (повторение речевого материала вслед за учителем-логопедом).
визуалы: игры с наглядным материалом, использование звуковых сиволов, чтение слогов, слоговых дорожек, слов, составление чистоговорок, предложений с опорой на картинки и др.
аудиалы: назвать слово по первым звукам, «Какой звук в словах общий», «Найди звук» (повтори только то слово из названных, в котором есть определённый звук), «Скажи наоборот» ( перестановка звуков в слогах, слогов), «Назови последний (первый) звук (слог) в слове», «Цепочка» (придумывание слова на последний звук предыдущего слова), «Измени первый звук в слове», «Назови второй (третий) звук в слове» и др. 3. Формирование навыков звукослогового анализа и синтеза кинестетики: протопать, прохлопать, прошагать слово, изобразить загаданное слово, показать ударение жестами, закрасить карандашом схему слова, выкладывание букв из палочек, рисование в воздухе и на бумаге и др.
визуалы: выкладывание слов звуковыми символами («Домики для звуков»), подбор картинок к схеме слова, символы ударения, загадки – рисунки, ребусы, назвать слова по первым буквам картинок, чтение по схеме, звуковое лото, «Весёлый поезд» (определение местоположения звука в слове, работа со звуковой линейкой, «Путаница» (восстановление схемы слова) и др.
Реализация принципа учёта ведущего типа восприятия позволит облегчить ребёнку получение и усвоение информации, что положительно отразится на результатах логопедической работы. Таким образом, знание особенностей восприятия информации детьми с речевыми нарушениями и дифференцированное использование методов и приёмов подачи учебного материала является для учителя-логопеда одним из путей совершенствования процесса коррекционного обучения.
Спасибо за внимание!