«человек имеет права с момента своего рождения». Достоинство и неповторимость ребенка как человеческой личности; Права ребенка это нечто иное, чем его основные потребности; Государство должно обеспечить ребенку возможность пользоваться своими правами; Законность ограничений права ребенка; «Иметь право, значит мочь, притязать»; Дети подлежат родительской власти.
Конвенция о правах ребенка 20 ноября 1989 года всеобъемлюща, т.е. обеспечивает гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права детей; универсальна, т.е. касается всех детей в любых ситуациях практически во всех государствах; безусловна, поскольку возлагает обязательства на все государства, независимо от уровня их экономического развития, предпринимать действия для защиты прав ребенка; целостна по своему характеру, т.к. утверждает важность, неделимость, взаимосвязанность и равнозначность всех прав и свобод ребенка.
Всеобщая Декларация прав человека (10 декабря 1948 года) Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (14 декабря 1960 года) Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах (19 декабря 1966 года) Конвенция о правах ребенка (20 ноября 1989 года)
Право на образование Право на образование гарантируется свободой образования от вмешательства со стороны государства Свобода образования состоит в том, что государство не имеет права устанавливать какие-либо философские, идеологические или религиозные взгляды в качестве единственной основы для образовательной системы своей страны "Государство при выполнении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и обучение своих детей в соответствии со своими собственными религиозными и философскими убеждениями" ст. 2 Протокола 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод
Устав образовательного учреждения и иные локальные акты образовательного учреждения Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (программы развития, приказы и иные документы муниципальных органов управления образованием) Нормативно-правовые акты органов управления образованием субъектов Российской Федерации (решения коллегий, приказы, информационно-методические письма и др. Нормативно-правовые акты Министерства образования и науки (решения коллегий, приказы, информационно-методические письма и др.) Законы субъектов Российской Федерации Типовые положения об образовательных учреждениях (например, Типовое положение об общеобразовательном учреждении) Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Закон Российской Федерации "Об образовании" Конституция Российской Федерации (статья 43) Нормативно-правовое обеспечение права на образование Закон Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Право на образование в Российской Федерации Конституция России (ст. 43) 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 1. Каждый имеет право на образование.
Обучающиеся, воспитанники Родители (законные представители) Педагогические работники
Права и свободы обучающихся, воспитанников право на уважение человеческого достоинства; право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов; на свободу совести; на свободу информации; на свободное выражение собственных мнений и убеждений; на свободное посещение мероприятий не предусмотренных учебным планом; право на охрану здоровья.
Права и свободы обучающихся, воспитанников право на выбор образовательного учреждения и на выбор формы получения образования (данным правом обладают только совершеннолетние граждане); право на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами; право на обучение по индивидуальным учебным планам в пределах государственных образовательных стандартов; право на ускоренный курс обучения; право на бесплатное пользование библиотечно- информационными ресурсами библиотек; право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг; право на участие в управлении образовательным учреждением;
право на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей, предоставляемых системой образования; право на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения; право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении обучающимся аттестации; право на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования по достижении возраста 15 лет (по согласию родителей и органа управления образованием); право на продолжение образования в образовательном учреждении на любом этапе обучения для лиц, получающих образование в семье, при их положительной аттестации и по решению родителей (законных представителей). Права и свободы обучающихся, воспитанников
учащиеся старше 8 лет могут создавать общественные объединения (кроме объединений, создаваемых политическими партиями и религиозными организациями) и администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать их созданию; учащиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, имеют право самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией о проведении с участием выборных представителей учащихся дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка; в случае несогласия учащихся с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы; Права и свободы обучающихся, воспитанников
учащиеся могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Условия проведения таких митингов и собраний устанавливаются Уставом образовательного учреждения и администрация не может препятствовать в их проведении, если они соответствуют установленным правилам, отвечают требованиям соблюдения общественного порядка, не препятствуют образовательному и воспитательному процессам; учащиеся имеют право на информацию, касающуюся их прав и законных интересов, в целях реализации этого права в образовательном учреждении в местах доступных для детей и родителей (законных представителей), должны вывешиваться тексты Уставов, правил внутреннего распорядка, списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка. Ст.9 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Права и свободы обучающихся, воспитанников
Обязанности обучающихся, воспитанников получить общее образование; соблюдать Устав общеобразовательного учреждения; уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения; добросовестно учиться; бережно относиться к имуществу школы; выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.
Наказания, ущемляющие человеческое достоинство - физическое насилие; - психологическое, психическое насилие; - система штрафов за плохую успеваемость или неудовлетворительное поведение учащихся; - выставление отметки за поведение, которая влияет на выведение общей отметки по предмету; - отчисление из учебного заведения детей не достигших 14 лет; - перевод в другой класс, на другой вид обучения без согласия законных представителей и ребенка.
Вред здоровью ребенка - расписание не соответствует нормам валеологии; - сверхнормативное увеличение учебного плана; - проведение более 2-х контрольных, проверочных работ в день; - большие объемы домашних заданий; - у ребенка формируется страх ошибки (ребенок боится предъявить неправильный ответ).
Можно ли исключить из школы ученика, не получившего основного общего образования? Да, можно. Если ученик достиг возраста 15 лет и только по основаниям, предусмотренным ст.19 ФЗ «Об образовании»: 1) за совершение противоправных действий; 2) за грубые и неоднократные нарушения устава школы. При этом в уставе школы должен содержаться исчерпывающий перечень нарушений, признающихся в данном образовательном учреждении грубыми, а под неоднократностью следует понимать совершение учеником двух и более нарушений. Все нарушения, признаваемые грубыми, должны быть установлены, зафиксированы, приказом учащийся совершивший их должен быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Да, можно. Если ученик достиг возраста 15 лет и только по основаниям, предусмотренным ст.19 ФЗ «Об образовании»: 1) за совершение противоправных действий; 2) за грубые и неоднократные нарушения устава школы. При этом в уставе школы должен содержаться исчерпывающий перечень нарушений, признающихся в данном образовательном учреждении грубыми, а под неоднократностью следует понимать совершение учеником двух и более нарушений. Все нарушения, признаваемые грубыми, должны быть установлены, зафиксированы, приказом учащийся совершивший их должен быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Исключение из образовательного учреждения учащегося допускается как крайняя мера педагогического воздействия при соблюдении необходимой процедуры. Решение об исключении принимается органом управления школой (согласно уставу, например, это может быть Совет школы, Управляющий совет). Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства. В трехдневный срок школа обязана проинформировать о принятом решении органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) в месячный срок должны обеспечить трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении исключенного ученика. Ученик, осужденный к условной мере наказания, не может быть исключен из школы на этом основании, поскольку основания для исключения, предусмотренные ст.19 ФЗ «Об образовании», исчерпывающие и не подлежат расширительному толкованию. Исключение из образовательного учреждения учащегося допускается как крайняя мера педагогического воздействия при соблюдении необходимой процедуры. Решение об исключении принимается органом управления школой (согласно уставу, например, это может быть Совет школы, Управляющий совет). Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства. В трехдневный срок школа обязана проинформировать о принятом решении органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) в месячный срок должны обеспечить трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении исключенного ученика. Ученик, осужденный к условной мере наказания, не может быть исключен из школы на этом основании, поскольку основания для исключения, предусмотренные ст.19 ФЗ «Об образовании», исчерпывающие и не подлежат расширительному толкованию. Можно ли исключить из школы ученика, не получившего основного общего образования?
Куда могут обратиться родители, учащиеся за защитой своих прав? Родители имеют преимущественное право на защиту прав и законных интересов своих детей всеми законными средствами. Для учащихся и их родителей в школе в доступном месте должна находиться информация, содержащая тексты уставов, правил внутреннего распорядка; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка. Родители имеют преимущественное право на защиту прав и законных интересов своих детей всеми законными средствами. Для учащихся и их родителей в школе в доступном месте должна находиться информация, содержащая тексты уставов, правил внутреннего распорядка; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.
Родители вправе обращаться: к вышестоящим должностным лицам по отношению к лицу, которое нарушило право; в прокуратуру; в суд общей юрисдикции; в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; к Уполномоченному по правам ребенка, по правам человека; в общественные правозащитные организации. Родители вправе обращаться: к вышестоящим должностным лицам по отношению к лицу, которое нарушило право; в прокуратуру; в суд общей юрисдикции; в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; к Уполномоченному по правам ребенка, по правам человека; в общественные правозащитные организации. Куда могут обратиться родители, учащиеся за защитой своих прав?
Компетенция институтов защиты прав ребенка в школе - Защита прав учащихся - Рассмотрение жалоб и конфликтных ситуаций, возникших между работниками (в том числе педагогическими) ОУ и учащимися - Организация процесса примирения конфликтующих сторон - Инициирование проведения дисциплинарного расследования в отношении работников (в том числе педагогических) ОУ, нарушивших права детей - Информирование участников ОП о правах, свободах и их защите - Содействие правовому и гражданскому образованию участников ОП - Представление ежегодных докладов (по необходимости, специальных докладов) Педагогическому совету, Совету ОУ