Обеспечение учебниками в учебном году подготовила методист территориальной группы ЮВАО Городского методического центра ДОгМ Кузнецова Л. В.
Нормативные документы, регулирующие обеспечение образовательных организаций учебниками и учебно- методической литературой 1. Закон Российской Федерации от г. 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 8 ч.10, ст. 14. Язык образования, ст. 18 Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, ст.28 Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации, п.п Приказ МОиН РФ от г «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию …» 3. Приказ МОиН РФ от «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию …» 4. Письмо МОиН РФ от «О федеральном перечне учебников»
Приказ МОиН РФ от г «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, Федеральный перечень учебников состоит из 3-х частей: 1 часть - учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы; 2 часть - учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений; 3 часть - учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке. Каждая часть состоит из 3 разделов: начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование. Разделы состоят из подразделов по наименованию предметных областей. Внутри предметных областей по линиям
Страница ФП
В федеральный перечень учебников включаются учебники рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Совет), на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз и отвечающие следующим требованиям: принадлежащие к завершенной предметной линии учебников, представляющей собой совокупность учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне общего образования, построенной на единой методической и дидактической основе, отвечающей единым психолого- педагогическим подходам, использующей общую структуру изложения материала и имеющей единое художественно- эстетическое оформление;
Федеральный перечень учебников будет формироваться раз в три года. Предусмотрена процедура исключения учебника из перечня. Причины для этого могут быть следующие: нарушение прохождения процедуры экспертизы учебника; содержание в учебниках информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей; отзыв экспертной организацией представленного ранее экспертного заключения на учебник; выявление конфликта интересов между экспертами и авторами учебника, если это повлияло на качество проведения экспертизы и так далее.
Особенности федерального перечня на 2014/2015 учебный год: ФП состоит только из рекомендованных учебников, соответствующих ФГОС. списка допущенных учебников и учебников, соответствующих ФК в нем нет. Список учебников существенно сократился. В ФП на 2014/2015 год не вошли некоторые учебники, которые широко используются в школах. Это учебники следующих издательств: 1. ИД «Федоров» (Система Занкова) 2. « Баласс»(УМК «Школа 2100») 3. «Ювента» (Петерсон Математика 1,2,3,4 класс) 4. «Титул» (линии Кауфман и Биболетовой) 5. «Мнемозина» (большая часть учебников) 6. «Русское слово» ( частично)
Приказ МИНОБРНАУКИ России 253 от 31 марта 2014 года Пункт 3 « Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным ОП, вправе в течении 5 лет использовать в образовательной деятельности приобретённые до вступления в силу настоящего приказа учебники из ФП на уч. год»
Письмо МОиН РФ от «О федеральном перечне учебников» «Если основная образовательная программа организации предусматривает использование учебников, не включённых в ФП( г), учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретённых до вступления в силу Приказа 253 от »
Письмо Департамента общего образования Минорнауки России от 19 апреля 2011 года « В переходный период на новые стандарты могут быть использованы любые учебно- методические комплекты, которые включены в федеральный перечень учебников».
«Наряду с учебниками могут использоваться учебные пособия» ПЕРЕЧЕНЬ организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «14» декабря 2009 г. 729 c изменениями, утверждёнными приказом Минобрнауки от 13 января 2011 г. N 2 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПЕРЕЧЕНЬ ОРГАНИЗАЦИЙ….» Использовать пособия для дошкольников, изданные этими же организациями.
Обратить внимание на следующее : «выбор учебников определяется содержанием основной образовательной программы, реализуемой школой; для сохранения преемственности нецелесообразно приобретать отдельные учебники, входящие в разные предметные линии; педагогические работники имеют право на выбор учебников в соответствии с образовательной программой в порядке, установленном законом п.4 ч.3 ст.47 ФЗ 273; обучающиеся имеют право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями».
Рекомендации для образовательных организаций 1. Рассмотреть вопрос обеспеченности учебниками в мае, использовать учебники всех библиотек образовательного комплекса 2. В каждой образовательной организации на информационных стендах поместить информацию, нормативные документы и локальные акты, регламентирующие вопросы обеспечения учащихся учебной литературой, правила пользования бесплатными учебниками. 3. Категорически запретить учителям, а также родительским комитетам сбор денежных средств на учебники в школах. 4. использовать все имеющиеся в фондах школьных библиотек учебников, закупленных ранее, соответствующие действующим стандартам
Проанализировать возможность постепенного перехода с учебников, не включённых в новый перечень на учебники других авторов Комплектовать фонды библиотек с учётом их долгосрочного использования
Порядок заказа учебников осуществляется образовательной организацией самостоятельно в системе «Статистика и аналитика» по параллелям; контингент для заказа проставлен системой (плюс 4%); ежегодного дозаказа на учебники всех параллелей НЕТ..
Контакты: методист территориальной группы ЮВАО Городского методического центра Кузнецова Лариса Викторовна