Преемственность в образовании: современные подходы к реализации Кармаев Александр Алексеевич к.п.н., доцент, начальник Центра стратегических разработок АСОУ
Закон «Об образовании» Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты 1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ; 3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения. 1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ; 3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
Международные исследования PIRLS - Оценка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы (4 класс) TIMSS - Оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной, основной и средней школе (4, 8 и 11 классы) PISA - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA качества общего образования, которое отвечает на вопрос «Обладают ли учащиеся 15- летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, обще- ния и социальных отношений?
Начальная школа: PIRLS 2011 Чтение ТIMMS 2011 Математика
Распределение учителей начальной школы и учителей математики по стажу работы Данные с сайта
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ: PISA 2012
ИННОВАЦИЯ РЕГРЕСС МОДЕРНИЗАЦИЯ Эффективность Время СИСТЕМА 7
НАСТОЯЩЕЕ 8
9
Как идут процессы в школе? СТАНДАРТИЗАЦИЯ + МНОГООБРАЗИЕ Как должны быть организованы процессы в школе? Каковы функции и роли в системе образования? МАССОВОСТЬ +ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ Каковы новые функции и роли в системе образования? Какие ценности и смыслы лежат в основе у участников образовательного процесса? Каковы новые потребности и ценности у участников образовательного процесса? Хотим ли мы этого далее? Наш направляющий новый лозунг ? Учить всех всему! Учить всех всему! 10
БУДУЩЕЕ Как идут процессы в школе? СТАНДАРТИЗАЦИЯ + МНОГООБРАЗИЕ Как должны быть организованы процессы в школе? Каковы функции и роли в системе образования? МАССОВОСТЬ +ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ Каковы новые функции и роли в системе образования? Какие ценности и смыслы лежат в основе у участников образовательного процесса? Каковы новые потребности и ценности у участников образовательного процесса? Хотим ли мы этого далее? Наш направляющий новый лозунг ? Учить учиться! 11
БУДУЩЕЕ 12
БУДУЩЕЕ 13
НАСТОЯЩЕЕ БУДУЩЕЕ Как идут процессы?ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Как должны быть организованы процессы? Как распределены функции и роли в социальной системе? СОЦИУМКак должны быть распределены функции? Какие ценности и смыслы лежат в основе? ЛИЧНОСТЬ. КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА Каковы новые потребности и ценности? Хотим ли мы этого далее? Наш направляющий новый лозунг ? Преемственность: модель изменений. 14
15
16
УРОВЕНЬ ЛИЧНОСТИ (педагоги, родители, обучающиеся и др.) УРОВЕНЬ СОДЕРЖАНИЯ УРОВЕНЬ СОЦИУМА КОНТЕКСТ НАСТОЯЩЕГО ЛИЧНОСТЬ (управленцы, педагоги, родители, учащиеся ) УРОВЕНЬ СОДЕРЖАНИЯ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, СМИ К ОНТЕКСТ БУДУЩЕГО ЦЕЛИ/ УПРАВЛЕНИЕ КООПЕРАЦИЯ / ПОЗИТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ИНФОРМИРОВАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ К ОНТЕКСТ БУДУЩЕГО Мероприятия, направленные на содержание из перспективы НАСТОЯЩЕГО Мероприятия, направленные на КООРДИНАЦИЮ работы Мероприятия направленные на содержание из перспективы БУДУЩЕГО Модель изменений
Спасибо за внимание! Кармаев Александр Алексеевич тел