Нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования Сидорова Антонина Викторовна, методист МАОУ ИМЦ 15 января 2014 года
Федеральный закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ от (В части касающейся дошкольных образовательных учреждений) Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность образования
4) среднее общее образование 3) основное общее образование ; 2) начальное общее образование; 1) дошкольное образование; Уровни общего образования Статья 10. Структура системы образования
Статья 23. Типы образовательных организаций Образовательная деятельность Присмотр и уход за детьми
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации Статья 49. Аттестация педагогических работников
Статья 64. Дошкольное образование Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении Сан ПиН "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" Приказ Министерства образования и науки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Определения ФГОС дошкольного образования Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного образования.
Основные принципы 1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; 2. Индивидуализация дошкольного образование; 3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектов) образовательных отношений; 4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5. Сотрудничество с семьей; 6. Приобщение детей к социокультурных нормам, традициям семьи, общества и государства; 7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8. Возрастная адекватность дошкольного образования; 9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объему Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах …….и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Направления развития и образования детей Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие
Младенческий возраст (2 мес.-1 год) Ранний возраст (1 год- 3 года) Дошкольный возраст (3 года-8 лет)
Гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; Обеспечивает эмоциональное благополучие детей; Способствует профессиональному развитию педагогических работников; Создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования; Обеспечивает открытость дошкольного образования; Создаёт условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Создание образовательной среды
В стандарте отражены и требования к самим педагогам дошкольного образования Подготовка воспитателя обязательно должна вестись с учетом психологической подготовки, получения знаний о возрастных особенностях детей.
Одним из уникальных аспектов стандарта является то, что образовательная программа определяется здесь как программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации, индивидуализации ребенка, а не получения знаний, как это сделано в других стандартах системы образования.
Создание условий в ДОУ для успешного внедрения ФГОС ДО Разработка плана по сопровождению внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
План по сопровождению внедрения федерального государственного образовательного стандарта ДО 1. Организация разъяснительной работы по основным положениям ФГОС ДО. 2. Определение изменений и дополнений в образовательную систему детского сада, включая выполнение требований к структуре основной образовательной программы. 3. Обеспечение качества в создании психолого- педагогических условий реализации ООПДО: семинары по психолого-педагогическому взаимодействию со всеми участниками образовательных отношений. Повышение навыков в выстраивании индивидуальных маршрутов воспитанников. Технология проведения психолого-педагогической диагностики. Технология коррекционной работы с детьми с ОВЗ, осваивающими Программу совместно с другими воспитанниками.
План по сопровождению внедрения федерального государственного образовательного стандарта ДО 4. Обеспечение качества в создании предметно- пространственной среды: семинары и методические объединения по созданию в предметно- пространственной среде возможностей для индивидуальной и совместной деятельности взрослого и ребёнка, для групповой работы; возможностей для инклюзивного образования; возможностей для реализации национально-культурного компонента образования. Мастер-классы по трансформируемости пространства для обеспечения оптимальной двигательной активности, в условиях группового помещения. Семинары по разъяснению условий доступности предметно- пространственной среды. 5. Кадровое обеспечение введение ФГОС: Осуществление повышения квалификации педагогов дошкольного образования. Методичное обеспечение библиотечного фонда как информационного центра по введению ФГОС.
Создание проекта основной образовательной программы дошкольного образования в ДОУ
Интересное в I квартале 2014 года Городской проект «Социальная ситуация развития дошкольника: поддержка индивидуальности и инициативы детей» (февраль) Городские сетевые методические объединения на тему «ФГОС ДО: создание развивающей предметно-пространственной среды как основы выполнения требований к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»(д/с 144, 127, 185, 149, 155) Мастерские содружества: «Технологии педагогической поддержки в совместной интегрированной деятельности воспитателей и специалистов как средство становления индивидуальности ребенка- дошкольника» Конкурс презентаций для дошкольников «Мир для Тебя; Ты - для Мира». Семинар-совещание «Создание социальной ситуации развития дошкольника в части поддержки индивидуальности и инициативы детей в соответствии с ФГОС ДО» (март) д/с 55,109, 143, Барнаульская
Интересное в I квартале 2014 года Фестиваль песенно-танцевального творчества воспитанников дошкольного возраста «Радуга» (март) Городские сетевые методические объединения музыкальных руководителей на тему «Создание условий для реализации самостоятельной музыкально-творческой деятельности старших дошкольников» (март) д/с 134, 100,