ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК Садыхова Ирина Анатольевна, заведующая экспертно- диагностическим отделом ГБОУ «ППЦ» г.о. Тольятти
Уровни нормативно-правового обеспечения специального (коррекционного) образования и психолого-медико-педагогического сопровождения субъектов образования Международный уровень Федеральный уровень Региональный уровень Локальные акты ОУ
Международные нормативно-правовые акты Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН г. Ратифицирована сессией Верховного Совета СССР г. Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц. Провозглашена резолюцией XXVI Генеральной ассамблеи ООН г. Декларация ООН о правах инвалидов. Принята на ХХХ сессии ООН г. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Принята Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. Саламанка, Испания, г. Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти 10 пересмотра (МКБ 10)
Законодательно-правовые акты Российской Федерации Конституция Российской Федерации Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 124- Ф3 от (в ред. от г.) Закон РФ «Об образовании в РФ» от г. 273-РФ Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 2 июня 1999 г. Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» 181-ФЗ от г. (в ред. от г. 78-ДВ) Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от (в ред. от г.) Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы« Письмо Министерства образования и науки РФ «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» от г. ИР-535/07 Приказ Министерства образования и науки РФ от г «Об утверждении Положения о психолого-медико- педагогической комиссии»
Региональные и локальные нормативно- правовые акты Приказ Департамента науки и образования Администрации Самарской области от од «О порядке организации коррекционно-развивающего сопровождения дошкольников с отклонениями в развитии в образовательных учреждениях Самарской области» Письмо Департамента науки и образования Администрации Самарской области от г. 236-ОД «О порядке организации интегрированного образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области» Приказ Министерства образования и науки Самарской области от г. 82-ОД «Положение об организации образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области» Устав ГБОУ ППЦ Положение о ПМПК ГБОУ ППЦ г.о.Тольятти Положение о конфликтной комиссии ГБОУ ППЦ
Основные задачи ПМПК Выявление и всесторонняя диагностика отклонений в развитии ребенка, а также его потенциальных возможностей Разработка индивидуальных рекомендаций по оказанию детям с ОВЗ психолого-медико- педагогической помощи Определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с ОВЗ Консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и ОУ Формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии
Экспертно-диагностическая Консультативная Функция сопровождения Информационно- просветительская Организационно-методическая Аналитическая ФУНКЦИИ ПМПК
Категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) С нарушениями слуха (глухие и слабослышащие) С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ДЦП) Со сложными недостатками развития С речевыми нарушениями С задержкой психического развития С умственной отсталостью С выраженными расстройствами эмоционально- волевой сферы (РДА)
Основные причины обращения на ПМПК Трудности в обучении и воспитании Речевые и поведенческие проблемы Нарушения в интеллектуальном развитии
Инициаторы направления на ПМПК Психолого-медико- педагогические консилиумы Родители Органы здравоохранения По результатам скрининга в дошкольных образовательных учреждениях Учреждения соцзащиты или реабилитационные центры
Состав психолого-медико- педагогической комиссии Врач (психиатр, педиатр или невролог) Учитель-логопед Педагог-психолог Учитель-дефектолог Социальный педагог
Всего в 2013 г. ПМПК ГБОУ «ППЦ» обследовано 3014 ребенка с ОВЗ, среди которых: дошкольников – 2306 чел. школьников – 708 чел.
Процентное соотношение категорий обследованных на ПМПК (2013 год)
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ по школьникам с ОВЗ, освидетельствованным ПМПК в 2013 г.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ по дошкольникам с ОВЗ, освидетельствованным ПМПК в 2013 г.
Статистические данные за три года
Минусы действующей системы ПМПК Отсутствие единых стандартов оказания услуги, единого регламента деятельности, единой документации Рекомендации разных ПМПК противоречат друг другу Отсутствие единых требований к формулировке заключений и рекомендаций ПМПК Ожидаемые результаты модернизации Единые требования к формулировке заключений, единый стандарт оказания услуги Расширенные заключения ПМПК, отражающие особенности психофизического развития детей с ОВЗ и особенности специальных образовательных условий Создание системы межведомственного взаимодействия (МСЭ, ВК и т.п.)
Современные тенденции и изменение роли ПМПК в организации специальных образовательных условий для детей с ОВЗ
Система организации образования детей с ОВЗ дошкольные образовательные организации образовательные организации и школы- интернаты (I – VIII видов) ППМС центры отдельные классы в общеобразовательных школах логопедические пункты инклюзивное образование интегрированные формы обучения
Обязанности субъектов образования государственные органы разного уровня ответственны за создание соответствующих социально-экономических условий для получения качественного образования детьми с ОВЗ; ПМПК обязаны определять, рекомендовать специальные образовательные условия для детей с ОВЗ; образовательные организации обязаны предоставлять всю полноту необходимых ребенку специальных образовательных условий, следуя рекомендациям ПМПК; педагогические работники обязаны эти условия соблюдать в своей работе с детьми
Алгоритм проектирования заключения ПМПК 1. Установить статус ребенка с ОВЗ. 2. Указать форму образования, форму обучения, степень инклюзии и программу обучения. 3. Указать необходимость повторного обращения на ПМПК. 4. Указать вероятностный прогноз развития ребенка и специальные образовательные условия.
Рекомендации для образовательных организаций 1. Осуществлять образование по основной адаптированной образовательной программе для детей… 1. Организовать оказание психолого-педагогической помощи в условиях образовательной организации. 2.Коррекционно-развивающую работу выстраивать с опорой на выявленные ресурсные возможности ребенка. 3. Использовать в образовательном процессе специальные педагогические методы приемы обучения и воспитания ребенка с ОВЗ. 4. Разработать индивидуально-ориентированную систему оценивания ребенка, адекватную его возможностям. 5. Соблюдать охранительный педагогический режим. 6. Разработать систему мероприятий по социализации ребенка.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!