Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
Связанные нормативно-правовые и иные документы Федеральный закон от 2 июля 2013 г. 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»; Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утвержденный приказом Минобрнауки России от ; Письмо Минобрнауки России от г. ИР-170/17 «О Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»; Письмо Минобрнауки от 10 июня 2013 г. ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений».
Вступление в силу Федеральный закон 273 вступил в силу 01 сентября 2013 года. Исключение составила ч. 6 ст. 108, вступившая в силу со дня официального опубликования закона.
Вступление в силу Положения, касающиеся изменений в вопросах финансирования, вступают в силу с 1 января 2014 г., т. е. с первого года, в котором реально составить бюджет с учетом нового закона.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вносит изменения в юридическую терминологию российского права Статья 2 определяет основные понятия, используемые в рассматриваемом законе. Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства, поскольку знаменует появление дефинитивного аппарата, определяющего наиболее значимые для всей образовательной сферы понятия. До настоящего времени образовательные законы аналогичных положений в своих нормах не содержали
Во-первых, он вводит четкие определения часто употребляемых терминов и понятий: «образование», «обучение», «уровень образования», «квалификация», «учебный план», «практика» и.д. Во-вторых, он меняет термин «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация».
Общее образование включает в себя: - дошкольное образование; -начальное общее образование; -основное общее образование; -среднее общее образование. Дошкольное образование теперь является одним из уровней общего образования. Следовательно, образование начинается не с начального общего, а с дошкольного.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" изменил систему профессионального образования. Теперь она, как и система общего образования, включает в себя четыре уровня: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование – бакалавриат; 3) высшее образование – специалитет, магистратура; 4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации. Иными словами, новый закон отменяет понятие «начальное профессиональное образование».
Согласно части 5 статьи 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с указанным законом не позднее 1 января 2016 года
Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. (часть 5 ст.23 ФЗ 273)
Типы образовательных организаций установлены в части 2 статьи 23 ФЗ 273. Согласно части 1 статьи 22 ФЗ 273, образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
В своем письме от 10 июня 2013 г. ДЛ- 151/17 Минобрнауки сообщает, что ФЗ 273 не предусмотрено включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц – «организация», из чего следует, что в наименовании образовательных учреждений слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация».
Дополнительно Министерство в Письме от ДЛ-151/17 сообщает, что к числу необязательных сведений, указываемых в наименовании образовательной организации по ее желанию и (или) желанию ее учредителя, относятся следующие: -указание на тип для государственных и муниципальных учреждений (казенное, бюджетное, автономное), предусмотренный Законом о некоммерческих организациях; -указание на форму собственности ("государственная", "муниципальная" или "частная") с целью информирования потребителя образовательных услуг; -указание на особенности осуществляемой образовательной деятельности или дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого- педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и другие);
- включение в наименование официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования, по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; - использование в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 ФЗ 273, в уставе образовательной организации наряду с информацией, предусмотренной законодательством РФ, должна содержаться следующая информация: 1) тип образовательной организации; 2) учредитель или учредители образовательной организации; 3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; 4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
Часть 5 ст. 26 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" дополняет эти требования: при указании сведений об органах управления должен быть указан также "порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации".
Важно: Кроме того, устав образовательной организации должен отвечать общим для всех некоммерческих организаций требованиям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Закон 7- ФЗ). Эти требования лишь частично совпадают с нормами Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и существенно выходят за их рамки.
Так, согласно ст. 14 Закона 7-ФЗ в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться: 1) наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму; 2) место нахождения; 3) порядок управления деятельностью; 4) предмет и цели деятельности; 5) сведения о филиалах и представительствах; 6) источники формирования имущества; 7) порядок внесения изменений в учредительные документы, т. е. в устав; 8) порядок использования имущества в случае ликвидации; 9) иные положения, предусмотренные Законом 7-ФЗ и иными федеральными законами.
Анализ приведенных положений федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что в уставах образовательных организаций больше не нужно будет прописывать характеристики образовательного процесса. Согласно ст. 30 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация имеет право принимать локальные нормативные акты в порядке, установленном ее уставом. Следовательно, подробная регламентация образовательного процесса будет осуществляться не в уставе, а путем принятия локальных актов.
Требования к уставам ОО Для всех типов ООДля БУ и КУДля АУ ст. 25 ФЗ «Об образовании в РФ» п. 1 ст. 52 ГК РФ п. 3 ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях» ст. 7 ФЗ «Об автономных учреждениях»
При разработке уставов образовательным организациям необходимо руководствоваться следующими нормативно- правовыми и иными документами: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях»; - Гражданский кодекс РФ; - Письмо Минобрнауки от 10 июня 2013 г. ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений».
Разделы устава: 1. Общие положения 2. Предмет, цели и виды деятельности Учреждения 3. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения и имущество 4. Организация деятельности и управление Учреждением 5. Реорганизация и ликвидация Учреждения 6. Локальные нормативные акты Учреждения 7. Порядок внесения изменений, дополнений в Устав Учреждения
Лица, осуществляющие образовательную деятельность Образовательная деятельность может осуществляться тремя типами лиц: 1) образовательными организациями; 2) организациями, осуществляющими обучение (только в случаях, когда такая возможность прямо дана законом); 3) индивидуальными предпринимателями.
Образовательная организация Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности, т. е. требование о некоммерческом характере организации, а также о том, что образование должно быть основной целью ее деятельности – сохранено.
Принципиальным нововведением закона является понятие конфликта интересов.
Конфликт интересов педагогического работника - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ст. 33 дает новые по сравнению с Законом РФ «Об образовании» определения понятий «воспитанник», «учащийся» и «обучающийся».
В список документов, с которыми имеет право ознакомиться обучающийся, добавлено свидетельство о государственной регистрации образовательной организации (ч. 18 ст. 34).
Права обучающихся в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" существенно расширены и конкретизированы по сравнению с теми, которые были установлены Законом РФ "Об образовании". Более того, их перечень не является закрытым и может быть изменен нормативными правовыми актами РФ, а также локальными нормативными актами.
ПРИМЕР Так, в действующем на сегодняшний день Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" дается определение каникул и нормативно закрепляется право обучающихся на их предоставление (ч. 1 ст. 34).
Существенной новеллой законодательства об образовании стала статья 45 Федерального «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующая порядок защиты прав обучающихся.
Согласно части 1 данной статьи в целях защиты своих прав обучающихся, а также родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе: 1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, дисциплинарных взысканий; 2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; 3) использовать не запрещенные законодательством РФ иные способы защиты прав и законных интересов.
Дисциплинарная ответственность обучающихся Федеральный закон от ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определяет три вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, отчисление.
Дисциплинарная ответственность обучающихся Замечание и выговор как мера дисциплинарного взыскания может быть применена к обучающимся с 5-го класса. За неоднократное совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных частью 4 статьи 43 Закона, допускается применение отчисления к обучающегося, достигшего возраста 15 лет.
Дисциплинарная ответственность обучающихся Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания утвержден приказом Минобрнауки России от (далее – Приказ Минобрнауки России 185).
Дисциплинарная ответственность обучающихся Согласно п. 8 данного документа до применения меры дисциплинарного взыскания организация должна затребовать от обучающегося письменное объяснение. Если по истечении трех учебных дней указанное объяснение обучающимся не представлено, необходимо составить соответствующий акт. При этом отказ или уклонение обучающегося от предоставления им письменного объяснения не является препятствием для применения к нему меры дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарная ответственность обучающихся Меру дисциплинарного взыскания нельзя применить к обучающемуся позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени отсутствия обучающегося, указанного в ч. 6 ст. 43 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также времени, необходимого на учет мнения советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, но не более семи учебных дней со дня представления руководителю организации мотивированного мнения указанных советов и органов в письменной форме (п. 9 Приказа Минобрнауки России 185).
Дисциплинарная ответственность обучающихся Согласно п. 17 Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утв. приказом Минобрнауки России от , если в течение года со дня применения меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся не будет применена новая мера дисциплинарного взыскания, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с обучающегося: - по собственной инициативе; - просьбе самого обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося; - ходатайству советов обучающихся, представительных органов обучающихся или советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Договор об образовании Заключение договора об образовании требуется только в конкретных случаях, в частности, в таких, где гарантированно есть предмет регулирования договором отношений сторон. В ст. 53 нового закона об образовании в РФ говорится, что в случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора об образовании.
Сетевая форма реализации образовательных программ Новеллой закона является регулирование сетевой формы реализации образовательных программ, обеспечивающей возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в т. ч. иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.
Сетевая форма реализации образовательных программ Согласно ст. 15 Федерального закона от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы могут участвовать: -организации, осуществляющие образовательную деятельность; -научные организации; -медицинские организации; -организации культуры; -физкультурно-спортивные организации; -иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Сетевая форма реализации образовательных программ В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются: 1) вид, уровень и (или) направленность образовательной; 2) статус обучающихся в организациях; 3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности; 4) выдаваемый документ; 5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
Инклюзивное образование Понятие инклюзивного образования введено в Федеральный закон от ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Согласно закону под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2).
Информационная открытость образовательной организации (ст. 29) Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность: - о структуре и об органах управления образовательной организацией; - о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой; - о языках образования; - о руководителе и заместителях руководителя образовательной организации; -о трудоустройстве выпускников; - локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 настоящего ФЗ, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора.
Информационная открытость образовательной организации (ст. 29) Образовательная организация обязана публиковать на своем сайте копии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний. Информация и документы, указанные в ч.2 ст. 29, если они в соответствии с законодательством РФ не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет и обновлению в течение 10 рабочих дней со дня создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуника- ционной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» вступило в силу 01 сентября 2013 года и заменило Постановление Правительства РФ от N 343 «Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении».
Аттестация педагогических работников Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
В статье 47 настоящего закона закреплен особый статус педагогических работников: - сохранены социальные гарантии, предусмотренные Законом РФ «Об образовании»; - предусмотрено право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года; - права и свободы…
Основные локальные акты образовательной организации
Наименование и (или) форма локального нормативного акта Часть, статья Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» договор о сетевой форме реализации образовательных программ с использованием ресурсов иных организаций ч. 3 ст. 15 правила внутреннего распорядка обучающихся ст. ст. 28, 29 трудовые договоры и должностные инструкции, в том числе пед. работников коллективный договор графики работы, в том числе педагогических работников правила внутреннего трудового распорядка ст. ст. 28, 29, 47, 52
Наименование и (или) форма локального нормативного акта Часть, статья Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» документ об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранении в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях ст. 28 отчет о результатах самообследованияст. ст. 28, 29 согласованная с учредителем программа развития образовательной организации ст. 28 документ о самообследовании, внутренней системе оценки качества образования ст. 28 положение об итоговой аттестации (положение об итоговых (переводных) испытаниях) ч. 14 ст. 76
Наименование и (или) форма локального нормативного акта Часть, статья Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образцы договоров об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе ч. 2 ст. 29, ст. 54 документы, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения, а также порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися ст.ст. 28, 30
Наименование и (или) форма локального нормативного акта Часть, статья Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений ч. 6 ст. 45 нормы профессиональной этики педагогических работников ч. 4 ст. 47 положение о проведении аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям ч. 2 ст. 49 правила приема в образовательную организацию ч. 9 ст. 55
Наименование и (или) форма локального нормативного акта Часть, статья Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» положение о восстановлении в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации ч. 2 ст. 62 положения о структурных подразделенияхч. 4 ст. 27 иные
Обращаем внимание, что четкого перечня требуемых для образовательных организаций локальных актов закон не устанавливает. Основным документом, регламентирующим деятельность образовательных организаций, является его устав. Перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и др.), регулирующих деятельность образовательной организации, прописывается в уставе. Причем локальные акты не могут противоречить уставу образовательной организации.