Автор инструктор по плаванию Турбина Галина Николаевна ГБОУ СОШ 1138 (детский сад 2531)
Актуальность темы определяется тем, что в последнее время здоровье детей оставляет желать лучшего. По данным за 2012 – 2013 учебный год на 158 человек списочного состава детского сада 2531 в течение года пришлось 264 заболевания ОРВИ, 18 – другие заболевания. Дети в течение года пропускают 1395 дней по болезни! Это вопрос не только медицины, но и педагогики. Значение плавания нельзя переоценить. Плавание закаляет организм ребенка, повышает его стойкость против температурных колебаний и невосприимчивость к простудным заболеваниям. Занятия плаванием - лучшая тренировка дыхательной системы. Но если к занятиям плаванием добавить и специально организованную деятельность по закаливанию, результат будет выше.
Самым популярным человеком, использовавшим обливание для оздоровления организма, является народный целитель Порфирий Иванов. Он разработал метод, способный привести к оздоровлению не только тела, но и души человека. Порфирий считал, что главной причиной всех болезней человека является его отрыв от Природы и внедрение множества новшеств. Его система оздоровления души и тела «Детка», которая была разработана им на протяжении почти всей жизни, предполагает единение с природой и оздоровление организма с помощью закаливания. Борис Сергеевич Толкачев в своей книге «Физкультурный заслон ОРЗ» писал, что каждому человеку приятно чувствовать себя здоровым, когда выполнение любой работы, нагрузки совсем не обременительно и доставляет только радость. Каждый из нас может и должен поддерживать свое здоровье на протяжении всей жизни. Это достигается соблюдением определенного режима труда и отдыха, рациональным питанием, отказом от вредных привычек, но прежде всего – регулярной физической активностью и закаливанием. Тимофеева Ада Михайловна в своей книге «Беседы детского доктора» описала помимо разных способов закаливания детей дошкольного возраста, пользу закаливания для организма на физиологическом уровне.
Цель работы: приобщение детей к здоровому образу жизни через закаливание в бассейне детского сада и просветительскую работу с родителями. Задачи работы: Приучать детей к закаливающим процедурам на каждом занятии. Воспитывать позитивное отношение к закаливающим процедурам. Стремление к увеличению закаливающей нагрузки. Воспитывать в детях стремление к здоровому образу жизни, осознанию, что закаливание – действия, направленные на укрепление здоровья. Знакомить родителей с закаливанием в детском саду. Знакомить родителей с методами закаливания детей дома.
* 1 этап (октябрь). В начале занятия каждый ребенок набирает воду из бассейна в ведерко и оставляет ее остывать до конца занятия. После занятия дети подходят к ведеркам, читают хором стихотворение: * Каждый день ты закаляйся, * Водой холодной обливайся. * Будешь ты всегда здоров, * Будешь жить без докторов! * Дети берут в руки ведерко и с возгласом «Ух!» - обливаются.
1 изменение условий. Январь. У детей наблюдается психологическое разделение. Некоторые дети, кто поливается холодной водой, хотели бы перейти на теплую воду. А те, кто теплой, чувствуют, что они не получают столько эмоций, и хотят поливаться холодной. 2 изменение условий. Февраль. Предоставление детям выбора: с одной стороны бассейна налиты ведерки холодной воды, с другой - теплой. Дети могут сами решить, какой водой им поливаться. Примерно 10% поливается теплой водой, 80-90% выбирают холодную. 3 изменение условий. Март. Детям демонстрируется большое новое ведро и объясняется, что там добавка холодной воды для тех, кто захочет еще политься. В большом ведре вода холоднее (10 градусов). Процентов 50 детей просят добавку, а 20% просят еще одну добавку, т.е. третье ведерко, процентов 30% отходят от ведерок.
Результаты 1 этапа – введение регулярных обливаний холодной водой. Результаты 2 этапа – более интенсивное закаливание детей по пожеланию родителей. Сознательное и добровольное применение обливаний детьми холодной водой. Результаты 3 этапа – выявление стойкого положительного отношения детей к поливанию из ведерок. Результаты опроса показали, что дети трехлетнего возраста не все понимают значение закаливания и часто выбирают теплую воду. Дети старше четырех лет сознательно относятся к закаливающим процедурам, выбирают холодную воду. Хотят закаливаться не только в бассейне детского сада, но и дома. Расширение представлений детей о закаливании разными средствами. Вывод. Основным результатом проведенной работы явилось стойкое положительное отношение детей к закаливанию. Понимание детьми четырехлетнего возраста и старше пользы закаливающих процедур для сохранения своего здоровья. Систематическое выполнение закаливающих процедур в бассейне детского сада – поливание из ведерок холодной водой. Применение закаливания дома родителями примерно половины детей.
Спасибо за внимание!