Тема: «Организация чтения художественной литературы как форма совместной деятельности взрослых и детей» Воспитатель 2 средней группы МДОУ ИРМО «Хомутовский детский сад 1» Меринова Ирина Андреевна
Оптимальное время для чтения художественной литературы в режимных моментах: для детей от 3 до 4 лет: перед завтраком(5-7 минут); во время подготовки к дневному сну (15 минут); после полдника- по желанию детей. В течении дня можно периодически обращаться к произведениям малых жанров фольклора: потешкам, песенкам.
Для детей от 4 до 5 лет чтение как совместная деятельность взрослого и детей в режимных моментах осуществляется в течении 5-10 минут и может проходить во время утреннего приёма, а также по желанию детей. Также восприятие художественной литературы может отводится во время одевания перед прогулкой или раздевания после прогулки, во время наблюдения на прогулке.
В старшем дошкольном возрасте общее время, выделяемое на чтение художественных произведений в режимных моментах, должно составлять не менее минут в неделю. В совместной деятельности взрослого и детей во время чтения художественной литературы заключается особого рода договорённость- соблюдать правила поведения в групповой комнате.
Для этого всем детям даётся установка: в ходе чтения воспитателем книги детям каждый ребёнок имеет право присоединиться к слушанию книги. Если у него возникла потребность заняться чем-то другим, то ему можно перейти к другому виду деятельности, но при этом не мешая другим детям слушать, не отвлекая их.
В ходе совместной деятельности взрослого и детей может осуществляться интеграция чтения с образовательными областями «Познание». «Музыка», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», в том числе через игры, игровые приёмы. В совместной деятельности взрослого и детей от 3 до 4 лет игровые приёмы используются для того, чтобы привлечь внимание детей к чтению художественной литературы. Например, взрослый вместе с детьми отправляется в игровой уголок на поиски героя будущего чтения. В совместной работе по чтению с детьми старшего дошкольного возраста используются настольно-печатные игры по мотивам художественных произведений.
В разных формах работы по чтению художественной литературы инициатива ребёнка должна фиксироваться взрослым. В самостоятельной деятельности детей от 3 до 4 лет книжка в руках ребёнка, которая взята с книжной полки или принесена из дома, должна служить сигналом для взрослого. Эту книгу нужно обязательно прочесть. Очень важным в совместной деятельности взрослого и детей является обмен опытом работы в данной образовательной области
Содействие распространения опыта в формировании интереса в чтении книги, которое проводится при партнёрских отношениях детей и родителей в ДОУ, обязательно предполагает создание традиции в совместном обсуждении понравившихся книг. Среди предложенных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста : это проведение недели детской книги, литературные праздники, клуб любителей детской книги, выставки «Моя любимая книжка».
Наиболее адаптированной формой для детского сада, работающего на основе Программы, становится организация праздников в рамках комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса. В ходе подготовки праздника, а именно в формулировке его темы используются знания детьми тех произведений, которые им читали в детском саду и семье. Воспитателям важно помнить, что нельзя ограничиваться только произведениями литературы при подготовке к празднику, следует также читать произведения малых фольклорных форм по этой же теме: песенки, пословицы, считалки…..
Важной особенностью работы по подготовке к празднику в рамках партнёрской деятельности взрослого и детей является предварительное обсуждение с детьми, какие произведения ими особенно любимы, и их использование при написании сценария, в оформлении зала, при выборе подарка. В значительной степени содержание партнёрской деятельности взрослого и детей на празднике может обогатиться за счёт участия в нём детей из других групп при условии, если взрослые позаботятся о взаимодействии между детьми, при котором старшие дети не подавляют младших, а выступают в роли их партнёров. Так, например, старшие дети могут быть ведущими праздника, подготовить интересный материал по прочитанным книгам и привлечь младших к тому, чтобы выбрать понравившуюся им книгу для совместного рассматривания на празднике. При этом очень важно, чтобы и младшие, и старшие дети показали на празднике свои достижения.
Специальное сравнительное исследование, проведённое психологами, показало, что в совместной деятельности взрослого и детей при создании заинтересованного отношения детей к чтению книг, активность значительно выше при взаимовыгодном партнёрстве, в котором обращение к детям «А давайте будем читать» звучит как цель, интересная всем участникам педагогического процесса.