МКУ ДО «Кежемский районный центр детского творчества» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Кодинск-2014
Цель: формирование представления о педагогическом взаимодействии как важнейшем условии эффективности образовательного процесса Задачи: 1. Ознакомление с теорией по вопросу взаимодействия. 2. Анализ типов отношений, которые складываются в коллективе. 3. Выявление положительного и негативного опыта, определение путей и способов решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия.
ПОВЕСТКА ДНЯ: 1. Актуальность организации взаимодействия участников образовательного процесса с точки зрения развития учреждения и обеспечения безопасности. Хоменко Е.И. 2. Возможные направления сотрудничества ПДН и Центра детского творчества в работе с детьми «группы риска». Билыч Н.В. 3. Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса Карпенкова С.А. 4. Характер взаимодействия в детских объединениях ЦДТ глазами детей. Анализ анкетирования обучающихся Стасюк Н.А. 5. Опыт организации взаимодействия педагога и родителей в рамках реализации дополнительной образовательной программы. Усова Т.И. 6. Система внеучебных воспитательных мероприятий в детском объединении как фактор создания благоприятного психологического климата. Татаринова В.И., Лось Е.М. 7. Дискуссия «Наиболее эффективный стиль педагогического взаимодействия» Карпенкова С.А.
«Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет» Педагогическая аксиома
УРОВНИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАМОДЕЙСТВИЯ Уровни Происходящие процессы Взаимодействие человека с самим собой Самопознание, самопроектирование, самоанализ и самооценка. От умения личности взаимодействовать с самим собой зависти конструктивность ее отношений с окружающими людьми Взаимодействие человека с другим Три уровня общения: - другая личность более значимая; - равноправность партнеров; - мнение другой личности не играет никакой роли. Надо научиться относиться к себе как к другому, тогда наступит момент понимания и принятия другого как себя Взаимодействие личности с определенной системой Человек, находящийся в образовательном учреждении, вступает в непосредственное взаимодействие с целой совокупностью социальных систем, важнейшие из которых – педагогический и ученический коллектив.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - связь субъектов образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным изменениям в образовательном процессе и в личностных характеристиках взаимодействующих сторон
ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА Педагог - «Я» Педагог - педагог Педагог - ученик Педагог - администрация Педагог – ученическое самоуправление Педагог - группа учащихся Педагог - родители
ТИПОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ по Л.В.Байбородовой взаимопознание взаимопонимание взаимоотношение взаимовлияние Типы взаимодействия: сотрудничество диалог соглашение опека подавление конфликт индифферентность конфронтация
средство решения учебных задач социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса способ организации взаимоотношений детей и взрослых, обеспечивающий успешность обучения, воспитания и развития Общение в педагогическом процессе: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – это взаимодействие педагога и ученика, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект от совместной коммуникативной деятельности
при решении образовательных задач психологический контакт с детьми; положительная мотивация обучения; создание обстановки коллективного, познавательного поиска ОБЩЕНИЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ:
при решении воспитательных задач ОБЩЕНИЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ: налаживание взаимоотношений, психологических контактов между педагогом и детьми формирование познавательной направленности личности преодоление психологических барьеров формирование межличностных отношений
при решении развивающих задач ОБЩЕНИЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ: преодоление социально-психологических факторов (скованность, стеснительность, неуверенность и т.п.) создание возможности для выявления и учета индивидуально-психологических особенностей учащихся осуществление социально-психологической коррекции в развитии и становлении важнейших личностных качеств (речь, мыслительная деятельность и т.п.)
ОСНОВНЫЕ СТИЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК обучающихся ЦДТ 1. Тебе нравится приходить в центр детского творчества? 2. Интересно ли тебе заниматься в детском объединении? 3. Приятно ли тебе общаться с твоим педагогом? 4. Есть ли у тебя друзья в твоём детском объединении? 5. Что тебе больше всего нравится в твоём педагоге? 6. Какие качества педагога тебе не очень нравятся? 7. Что нужно сделать в твоём детском объединении, чтобы там стало ещё лучше, интереснее и дружнее? да – 100% понимание, доброта, внимательность, чувство юмора строгость, грубость больше проводить различные мероприятия, беседовать, играть
ФУНКЦИИ СЕМЬИ в развитии ребёнка: регулирование физического и эмоционального развития влияние на развитие психологического пола влияние на умственное развитие ознакомление ребенка с социальными нормами формирование ценностных ориентаций социальная поддержка
ФОРМЫ РАБОТЫ педагога дополнительного образования с родителями - проведение родительских собраний - анкетирование - концерты и открытые занятия для родителей - совместные праздники (походы, экскурсии) - непосредственное участие родителей в деятельности творческих объединений