Кириллова Ирина Владимировна заместитель заведующей по ВМР
Консультация для воспитателей ДОУ
АННОТАЦИЯ Планирование воспитательно - образовательной и психолого - педагогической работы в детском саду – один из существенных видов деятельности воспитателей. Планирование направлено на организацию педагогического процесса как единого целого в детском саду и каждой возрастной группе. План определяет на конкретный отрезок времени конкретные задачи воспитательно - образовательной работы, отбор основных видов деятельности и способов их организации, средств решения поставленных задач. В нем предусматривается характер связи и взаимодействие различных средств, форм и методов обучения и воспитания, сочетание деятельности детей, организуемой воспитателем, с их самостоятельной деятельностью, деятельности коллективной, совместной и индивидуальной. В презентации представлены методические рекомендации по реализации комплексно - тематического принципа построения образовательного процесса в соответствии с ФГТ и модель содержания комплексно - тематического плана психолого - педагогической работы воспитателей.
Планирование в дошкольном учреждении предусматривает разработку последовательных действий ( годовой, перспективный, календарный планы ), систему работы, расчет объема работы по времени и предполагаемый результат. Позитивный результат при внедрении плана получается только при комплексном подходе планирования. Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день. Целью планирования педагогического процесса является создание целого образовательного продукта, соответствующему интеграции воспитательно - образовательной деятельности.
« проживание » ребенком содержания дошкольного образования во всех видах деятельности ; социально - личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведение праздников ; поддержание эмоционально положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы, т. к. праздник – это всегда событие ( день памяти, счастливый, радостный день, напоминающий о произошедшем ); Комплексно - тематический принцип построения обеспечивает :
технологичность работы педагогов по реализации Программы ( годовой ритм : подготовка к празднику - проведение праздника … и т. д.); разнообразие форм подготовки и проведения праздников ; возможность реализации принципа построения программы от простого к сложному ; органичное включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников. Комплексно - тематический принцип построения обеспечивает :
Календарь праздников может быть изменен, уточнен, дополнен содержанием, отражающим : видовое разнообразие учреждения ; наличие приоритетных направлений деятельности ; специфику социально - экономических, национально - культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Комплексно - тематический принцип построения отражает :
Примерная циклограмма образовательной деятельности представляет собой описание средств ( форм, способов, методов и приемов ) решения задач психолого - педагогической работы и достижения планируемых результатов освоения Программы дошкольниками. Организационной основой реализации комплексно - тематического принципа является примерный календарь праздников, тематика которых ориентирована - на все направления развития ребенка, посвящена различным сторонам человеческого бытия : Циклограмма образовательной деятельности
Явлениям нравственной жизни ребенка : Дни « спасибо », День доброты, День друзей и др. Посвящена различным сторонам человеческого бытия
Миру искусства и литературы : Дни поэзии, День детской книги, День театра и др. Посвящена различным сторонам человеческого бытия
Традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям : Праздник весны и труда, Новый год, День матери и др. Посвящена различным сторонам человеческого бытия
Наиболее важным профессиям : воспитатель, врач, почтальон, строитель и др. Посвящена различным сторонам человеческого бытия
Событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка : День государственного флага, День России, День защитника Отечества и др. Посвящена различным сторонам человеческого бытия
Циклограмма образовательной деятельности При использовании циклограммы необходимо учитывать следующее : 1. Количество праздников самостоятельно определяется педагогами, реализующими Программу, в зависимости от возраста и контингента детей и может быть как сокращено, так и увеличено. 2. Указанные праздники могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса международными и российскими праздниками или событиями. 3. Рекомендуемое время проведения праздника не всегда совпадает с официальной датой празднования, поэтому организация педагогического процесса распределяется по неделям месяца, а фактическая дата проведения праздника самостоятельно определяется педагогами. 4. Период подготовки к каждому празднику определяется педагогами в соответствии с возрастом и контингентом детей, условиями и спецификой осуществления образовательного процесса, промежуточными результатами, тематикой праздника и т. д. 5. Формы подготовки к праздникам и их проведение носят интегративный характер, могут быть использованы с детьми 3-7 лет ( например, чтение, беседы, разучивание стихотворений по теме и т. п.), позволяют решать задачи психолого - педагогической работы нескольких образовательных областей, достигать планируемых результатов освоения Программы.
Рекомендуется в соответствии с возрастом детей, наличием приоритетных направлений образовательной деятельности и спецификой осуществления образовательного процесса учитывать следующие параметры : При осуществлении текущего планирования, в том числе и составления расписания непосредственно образовательной деятельности общий объем непосредственной образовательной деятельности в неделю; продолжительность периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности; количество периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня; распределение периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня (в первую и во вторую половину); перерывы между периодами непрерывной непосредственно образовательной деятельности; основные виды деятельности детей в конкретные периоды непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня, недели и их чередование;
Рекомендуется в соответствии с возрастом детей, наличием приоритетных направлений образовательной деятельности и спецификой осуществления образовательного процесса учитывать следующие параметры : При осуществлении текущего планирования, в том числе и составления расписания непосредственно образовательной деятельности образовательные области, задачи которых решаются в каждый из конкретных периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности; формы работы, в которых осуществляется непосредственно образовательная деятельность. основные виды деятельности детей в конкретные периоды непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня, недели и их чередование; образовательные области, задачи которых решаются в каждый из конкретных периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности; формы работы, в которых осуществляется непосредственно образовательная деятельность.
Модель психолого - педагогической работы Комплексно-тематический план психолого-педагогической работы Тема _______________________________________________________________________________ Задачи _____________________________________________________________________________ Дни недели Дата Направления в развитии Организация совместной деятельности взрослых и детей Самостоятельная деятельность детей Основные виды детской деятельности Интеграция образовательных областей Формы работы Совместная работа с семьей Непосредственно образовательная деятельность (НОД) Организованная деятельность в ходе режимных моментов Физическое развитие. Здоровье Социально- личностное развитие Познавательно- речевое развитие Художественно- эстетическое развитие
Творческих Вам успехов!