Исследовательская и проектная деятельность учащихся Постоева Е.С.канд.пед.наук, доцент, зав.кафедрой ПиП КИНПО (ПКиПП) СОО.
Планирование содержания учебного исследования (проекта) и этапов его проведения. Продумывание учителем темы исследования (проекта) Учитель. Для определения темы выбирает учебный раздел, часть стандартного учебного курса или нескольких курсов в соответствии с программой своего учебного предмета. Например: «Влияние промышленных выбросов на кислотность осадков в Курском регионе». Время проведения: при планировании исследования (проекта).
Выбор возрастной категории учащихся Учитель выбирает определенную возрастную группу. Например: - ученики начальной школы; - ученики средней школы; - ученики старшей школы; - десятиклассники; - разновозрастная группа учащихся и т. д. Время проведения: при планировании исследования (проекта).
Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы Учитель формулирует. Например: основополагающие вопросы (те, на которые нельзя ответить одним предложением): «Что такое свет?», «Почему не замерзают реки, протекающие через большие города» и т. д. ВРЕМЯ проведения: при планировании исследования (проекта).
Формирование дидактических целей исследования (проекта) Формулирует учитель. Например: «Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути её решения», «Формирование критического мышления, навыков работы в команде». Время проведения: при планировании
Формулирование методических задач Формулирует учитель. Например: - освоить представление об электролитической диссоциации веществ и окислительно - восстановительных процессах (химия); -освоить понятие «загрязненность среды» (экология); -научить проводить химический анализ на кислотность (химия); -научить кратко излагать свои мысли устно и письменно (рус. язык, литер.). Время проведения: при планировании исследования (проекта ).
Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся). Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного исследования (проекта). Например: - «Как кошки могут видеть в темноте?»; - «Почему попугаи могут разговаривать?» и т. д. Рекомендуется: - провести «мозговой штурм» - Использовать метод наводящих вопросов. Время проведения: первый урок, 15 минут.)
В ыдвижение гипотез решения проблем Формулируются учащимися. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Например, есть проблема исследования «Почему поют птицы?» Гипотеза может служить следующее размышление: «Они поют потому, что таким образом они общаются, учат птенцов, предупреждают о чем- то животных и людей» и т. д. Время проведения: первый урок, 20 минут.
Определение творческого названия исследования (проекта) Творческое название проекта (исследования) выбирают учащиеся вместе с учителем, Исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. На выбор названия влияет не только учебный предмет, но и возраст участников. Например: 5 класс – ««Шнурки» в стакане»- проект, связанный со сравнением сленга американских и российских школьников и т. д. Время проведения: второй урок, 10 минут.
Формирование групп для проведения исследования и определение формы представления результатов 1. У чащиеся делятся на мини-группы по 4-6 человек, 2. определяют для себя «цепочки» вопросов и ответов, которые надо доказать в исследовании, 3. Выбирают форму представления результатов (презентация, буклет, веб-сайт, альбом, выпуск газеты и т. д.) Рекомендуется использовать: - управляемую дискуссию; - метод наводящих вопросов. Время проведения: первый урок, 20 минут.
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе. Учащиеся: 1. Продумывают пути проведения своих исследований: о проведении анкетирования, опытов, создании видеозаписей, сборе статистических данных, образцов, об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты исследования. Время проведения: второй урок, 15 минут.
Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав. Учитель обсуждает с учениками: - как и где найти источники информации по теме исследования; - какие книги; - интервью (с кем?); - кого опрашивать; - Какие веб-сайты использовать; - Видеофрагменты: где взять и как соблюсти авторские права? Проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска информации. Время проведения: третий урок, 20 минут.
Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе Результатом обсуждения, например, должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, что выполняет и сроки исполнения. Учитель: - консультирует, обходя группы, - следит за ходом обсуждения. - Для младших возможно планирование ролей группе учителем заранее. Задания каждого участника должны вести к ответу на вопрос: «Если мы перестанем сжигать мусор на помойках, то кислотность осадков снизится на 50%. Задача: узнать, верно ли это». Время проведения: третий урок, 10 минут.
С амостоятельная работа групп Роль учителя: консультирование; помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло. Время проведения: 4,5,6-й уроки.
Подготовка учащимися презентации по отчету о проведении работы Форма презентации – любая (доклад, информационный бюллетень, веб-сайт с результатами исследования. Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. Роль учителя: – консультирование, - помощь. Время проведения: 7-й урок, 20 минут.
Защита полученных результатов и выводы 1. Каждой группе – до 4 минут. 2. Далее – ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники исследования (проекта). 3. Заранее разработать для учащихся оценочные листы на основе критериев оценивания. Время проведения: 8-ой урок.
Оценивание результатов исследования (проекта) школьниками и учителем (руководителем). Рефлексия. Группы оценивают: -работу каждого участника. Учитель оценивает: -работу групп в целом. Результативность каждого: Фундамент для новых исследований. Время проведения: 8 урок, 10 минут.