Качественные методы
Сфера применения качественных методов Получение реальной картины мнений, что используется, в частности, для корректировки вопросов анкеты количественного социологического исследования; Тестирование материалов для рекламной или политической кампании (листовок, плакатов, аудио- и видеороликов, статей, программных положений); Диагностика восприятия имиджа, фирменного, поведенческого стиля и выработка путей его улучшения; Диагностика социальных групп с целью выявления механизмов влияния на их поведение.
«+» качественного метода исследования Качественный метод чрезвычайно полезен, когда тема слишком сложна, чтобы получить на основной вопрос ответ «да» или нет; Такие методы намного легче планировать и выполнять; Они полезны, когда во внимание необходимо принимать бюджетные решения.
«-» качественного метода исследования Требует осторожного подхода и планирования, чтобы гарантировать, что полученные результаты точны с максимальной возможностью; Качественные данные нельзя проанализировать математически, а можно лишь дать информацию об общих тенденциях; Оно намного более открыто для личного мнения и суждения, а потому дает скорее наблюдения, чем результаты; Любой качественный метод исследования обычно уникален и не может быть воспроизведен в точности, а это значит, что такие эксперименты практически невозможно копировать.
Фокус-группа Фокус тест Глубинные интервью Юзабилити тестирование Наблюдение Качественные методы Интервью с сопровождением при покупке
Таблица, характеризующая качественные методы Метод Решаемые задачи и сфера применения Кол-во участни ков Стоим ость Экспертный опрос Получение предварительной "карты" изучаемого феномена, формирование структурного описания и рабочей гипотезы исследования 1-3От 600 Рeer-группа Выявление и формулировка проблем, которые могут быть исследованы с помощью количественных опросов. 3-5От 200 Фокус-группа Формирование либо корректировка анкеты для стандартизированного опроса на основе полученного широкого спектра реакций, мнений и оценок относительно изучаемого явления. 8-15От 400 Диадическое интервью Изучение разногласий противостоящих друг другу позиций и углубленное исследование их причин. 2От 500 ECG (расширенна я креативная группа) Сопоставление различных аспектов групповой коммуникации (устный, письменный, невербальный, прожективный) 5-15От 300 глубинное интервью Сбор данных о психологических механизмах формирования мнения (источники, причины, мотивация, обусловленность, контекст) 1От 300
Можно выделить несколько уровней анализа Сознательных факторов, доступных для структурированных опросчиков; Личных чувств и языка, для которых требуется «сочувствующее» интервью; Интуитивных ассоциаций, для выявления которых используются невербальные методы или игры, выявляющие внутренний мир респондентов; Бессознательных, спонтанных реакций, не подверженных цензуре сознания факторов, поддающихся проективным методам.
Качественные методы можно использовать не только для уточнения внутренней структуры и динамики общественного мнения, но и как вспомогательные при подготовке количественных исследований - например при формировании анкеты или при разработке рабочей гипотезы исследования (выяснение специфических закономерностей восприятия изучаемого феномена и уточнение направлений исследования).
Заключение В заключении следует отметить, что качественные методы наиболее применимы для решения практических задач по анализу общественного мнения в сфере средств массовой информации и маркетинга. Качественные методы социологических исследований - незаменимый инструмент для моделирования политических и рекламных кампаний, широко используемый во всем цивилизованном мире. Грамотно проведенное исследование этих методов дает возможность четко сформулировать понятный и близкий потребителю образ организации, товара, политика и выбрать наиболее эффективные технологии воздействия на общественное мнение.
Спасибо за внимание!