В зависимости от обстановки, все семьи можно разделить на пять групп: 1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Эта атмосфера благоприятна для всех членов семьи, так как родители имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни сына или дочери, о которых в других семьях что только подозревают. В таких семьях родители прислушиваются к мнению детей в вопросах современной музыки, моды и т. д. А дети к мнению близких в других, более существенных, вопросах. Подростки, воспитывающиеся в таких семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы. 2. Семьи, где царит доброжелательная атмосфера. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу собственных культурных возможностей. В этих семьях бывают конфликты, но они открыты и сразу же разрешаются. От родителей здесь ничего не скрывают, им верят. В таких семьях существует определенная дистанция между старшими и младшими. Дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными. Редко заявляют о своей независимости.
3. Большая группа семей, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются. У этих ребят есть все необходимое для жизни: одежда, аудио-, видеотехника и т. д. У детей в таких семьях есть отдельная комната, но там дорогая мебель, расставлена она строго и нет возможности ее передвинуть, переставить. Развести в комнате грязь также запрещено. Родители пренебрегают увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Девиз у таких родителей: Не хуже других. Явно виден конфликт между родителями и детьми. Материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет запросы старшеклассников, многие из этих запросов родители просто не считают достойными внимания. 4. Существуют семьи, где за ребенком устанавливается слежка, ему не доверяют, применяют рукоприкладство. В таких семьях всегда существует конфликт между повзрослевшими детьми и родителями. Иногда он скрытый, периодически прорывающийся наружу. У детей из таких семей устанавливается стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром. 5. Обстановка в этих семьях критическая. Здесь ненормальные отношения между детьми и родителями. Атмосфера напряженная, антисоциальная, в таких семьях пьют один или оба родителя. Влияние такой семьи пагубно оно является причиной многих преступлений подростков.
Типы конфликтов и способы их преодоления 1. Конфликт неустойчивого родительского восприятия 2. Диктатура родителей 3. Мирное сосуществование скрытый конфликт 4. Конфликт опеки 5. Конфликт родительской авторитетности. Шоковая терапия Оптимальный тип семьи: партнерство
Семья, давая много ценного в смысле воспитания, должна постоянно согласовывать свое влияние с влиянием школы.
Задача педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Любую работу с семьей педагог начинает с её изучения при добровольном обращении клиентов – оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога; при недобровольном обращении – сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.
Предвидя трудный разговор, педагог должен тщательно подготовиться к встрече. Собрать как можно больше информации о семье, тщательно обдумать содержание и форму беседы. В начале встречи нужно отметить благоприятные стороны жизни семьи, положительные качества собеседника. Завоевав расположение, необходимо найти тактичную форму для определения проблемы. Успешной работе с семьей помогает атмосфера дружеских, партнерских, неформальных отношений, чему способствуют проведение тематических
Среди причин, порождающих "трудных" детей в семье, можно выделить следующие: отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет; незнание их интересов и потребностей; неблагоприятные семейно-бытовые отношения; отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям; чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки; "эпидемия" разводов; потеря эмоциональных контактов с детьми.
Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями. Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на ребёнка того образа жизни, который они ведут. Обратить внимание на испытываемые ребёнком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать. Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни. Включить ребёнка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей. Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями. Пробудить интерес к самообразованию. Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы. Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение. Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании
Под неблагополучной мы склонны принимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети. А «трудный» подросток, как правило, живет в «трудной» семье. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза и лишь когда с ребенком случается беда, мы обращаем внимание на уклад семьи, на ее мораль.
Типичные педагогические стили воспитания. Попустительски-снисходительный стиль Демонстративный стиль Педантично-подозрительный стиль Жестко-авторитарный стиль Увещевательный стиль Отстраненно-равнодушный стиль Воспитание по типу "кумир семьи Непоследовательный стиль
Принципы работы с проблемными семьями : 1. Необвинительность – создание платформы для выхода из кризиса, вместо упреков, осуждения. 2. Индивидуальный подход – решение конкретных проблем конкретной семьи. 3. Плотный и постоянный контакт с семьёй в течение длительного времени. 4. Доверительные отношения между специалистами и членами семьи. 5. Отношения с семьёй строятся на основе сотрудничества.
Традиционные формы работы с родителями. Родительские собрания. Общешкольные и общественные конференции. Индивидуальные консультации педагога. Посещение на дому.
Нетрадиционные формы работы с родителями. Тематические консультации. Родительские чтения. Родительские вечера.
Методы изучения семьи ученика. Наблюдение Беседа Анкетирование Сочинения
Особенности работы педагога с неблагополучной семьей. Можно условно разделить неблагополучные семьи на три группы: 1. Превентивные – семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии неблагополучия. 2. Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня. 3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе своих детей.
Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка. 1. Нарушение поведения – в 50% неблагополучных семей. – бродяжничество; – агрессивность; – хулиганство, кражи; – вымогательство; – аморальные формы поведения; – неадекватная реакция на замечания взрослых.
2. Нарушение развития детей – в 70% неблагополучных семей. – уклонение от учебы; – низкая успеваемость; – неврастения; – отсутствие навыков личной гигиены; – неуравновешенность психики; – подростковый алкоголизм; – тревожность; – болезни, недоедание.
3. Нарушение общения – в 45% неблагополучных семей. – конфликтность с учителями, сверстниками; – агрессивность со сверстниками; – аутизм; – частое употребление ненормативной лексики; – суетливость и /или гиперактивность; – нарушение социальных связей с родственниками; – контакты с криминогенными группировками.
Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их цели. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели. Классный руководитель обязан поощрять успехи проблемного ребенка, замечать даже самые незначительные успехи. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ