Обеспечение деятельности общероссийского детского телефона доверия включено в правительственный План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на годы.
При звонке на этот номер в любом населенном пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети, подростки и их родители, иные граждане могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается специалистами уже действующих в субъектах Российской Федерации служб, оказывающих услуги по телефонному консультированию и подключенных к единому общероссийскому номеру детского телефона доверия. В числе обратившихся:
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ И БЕСПЛАТНОСТЬ – ДВА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПА РАБОТЫ ДЕТСКОГО ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ. ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО КАЖДЫЙ РЕБЕНОК И РОДИТЕЛЬ МОЖЕТ АНОНИМНО И БЕСПЛАТНО ПОЛУЧИТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ И ТАЙНА ЕГО ОБРАЩЕНИЯ НА ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ГАРАНТИРУЕТСЯ.
в 2005 году Комитетом ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения Третьего периодического доклада Правительства Российской Федерации о мерах по выполнению Конвенции о правах ребенка рекомендовано организовать бесплатную телефонную службу с единым номером, доступную для детей. в 2005 году Комитетом ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения Третьего периодического доклада Правительства Российской Федерации о мерах по выполнению Конвенции о правах ребенка рекомендовано организовать бесплатную телефонную службу с единым номером, доступную для детей. В настоящее время в каждом субъекте Российской Федерации к единому номеру детского телефона доверия могут быть подключены до 16 служб.
оказания бесплатной и анонимной экстренной консультативно- психологической помощи по телефону детям и их родителям (лицам, их заменяющим); внедрения нового эффективного механизма раннего выявления семейного и детского неблагополучия и своевременной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации; укрепления семьи, профилактики детского и семейного неблагополучия, стрессовых и суицидальных настроений детей и подростков, защиты прав детей; профилактики детского неблагополучия и жестокого обращения с детьми; помощи родителям в воспитании детей без применения насилия.
ДТД- один из ключевых инструментов реализации права ребенка на информацию и защиту от всех форм насилия и жесткого обращения. ДТД - основная служба оказания экстренной психологической и консультационной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, испытывающим эмоциональный стресс или затрудняющимся с выбором правильного решения ДТД наиболее соответствует потребностям детской аудитории, так как обеспечивает возможность конфиденциального, анонимного обращения. ДТД способствует выявляемости преступлений, связанных с совершением насильственных действий в отношений детей и подростков
ДТД- один из ключевых инструментов реализации права ребенка на информацию и защиту от всех форм насилия и жесткого обращения. ДТД - основная служба оказания экстренной психологической и консультационной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, испытывающим эмоциональный стресс или затрудняющимся с выбором правильного решения ДТД наиболее соответствует потребностям детской аудитории, так как обеспечивает возможность конфиденциального, анонимного обращения ДТД способствует выявляемости преступлений, связанных с совершением насильственных действий в отношений детей и подростков
На общероссийский детский телефон доверия по вопросам жестокого обращения поступило звонков, в том числе:
оказание психологической помощи детям и подросткам, находящимся в состоянии эмоционального напряжения Психологическая профилактика детского неблагополучия, выявления случаев нарушения прав ребенка в семьях, совершения в отношении детей насильственных действий и т.п. ; инструмент мониторинга проблем, волнующих молодежь Социальная формирование культуры обращения за психологической помощью Информационно- просветительская осуществлении связи между обращающимися на телефон со своими проблемами и организациями, в которых им могут оказать реальное содействие в решении существующих проблем Координационная повышение уровня психологического образования населения Образовательная основа для проведения исследований по проблемам дистанционного консультирования, разработка методических пособий Научная повышение уровня квалификации специалистов, обучение оказанию дистанционной психологической помощи Обучающая
Уровень информированности детей и подростков о существовании ДТД, в %
Источники получения информации о ДТД, множественный выбор, в %
Опыт обращения на ДТД, в % от числа детей, знающих о существовании ДТД
УЗНАВАЕМОС ТЬ РЕКЛАМЫ Ролик «Пункт приема детских страхов», среди школьников 7-12 лет, в % Ролик «Просто протяни руку» среди школьников лет, в %
Наиболее распространенные причины, препятствующие обращению на ДТД
Настороженное отношение к службе Ментальность, привычка советоваться с друзьями и коллегами Недостаточный уровень информированности о ДТД Низкий уровень общей психологической подготовки Нежелание признавать, что дети не всегда готовы делиться с ними своими проблемами Признание необходимости существования службы Восприятие службы как предназначенной для обращений детей из неблагополучных семей, детей-сирот Допустимость обращений собственных детей только в случае возникновения экстренных ситуаций (как аналог детской «службы спасения») Опасения и негативные стереотипы Восприятие звонка ребенка на ДТД как свидетельство собственной несостоятельности, некомпетентности как родителя Опасения, что после получения квалифицированной консультации ребенок перестанет советоваться с родителями (риск падения авторитета в глазах ребенка) Неопределенность результата – риск осложнения внутрисемейного конфликта после получением ребенком консультации Опасение последствий (изъятия ребенка из семьи, постановки на учет) как результат некорректного освещения работы социальных служб в СМИ
Модернизация существующих форм отчетности (детализация по тематикам обращений, выделение суицидальных случаев) Увеличение численности организаций, подключенных к единому общероссийскому номеру ДТД Создание специализированного Интернет-ресурса Замена номера на трехзначные Замена номера на трехзначные Регулярное проведение информационных кампаний в федеральных СМИ 24 часа Обеспечение круглосуточного режима работы всех подключенных к ДТД организаций Регламентация деятельности Повышение качества программ подготовки специалистов, разработка единых стандартов обучения 5 5
Запуск новой федеральной информационной кампании (разработка новых рекламных роликов, лифлетов и т.п.) Подготовка информационно-аналитических программ о работе ДТД Разработка социальной рекламы с ориентацией на проблемные группы подростков (указание конкретные проблемы, в решении которых могут помочь специалисты ДТД) Повышение присутствия информации о ДТД в интернет-пространстве Трансляция сообщений, ориентированных на взрослую целевую аудиторию Проведение разъяснительной работы с представителями СМИИнициирование очных встреч с целевыми аудиториями
Несмотря на существование множества консультационно-психологических служб, оказывающих услуги очного консультирования, именно формат работы детского телефона доверия, по мнению экспертов, может рассматриваться как наиболее соответствующий потребностям детской аудитории. И основным его преимуществом является не только возможность получения экстренной психологической поддержки (в то время как прием у психолога в любом случае предполагает планирование решения об обращении), но и анонимность.